"Дети лейтенанта Шмидта" и шоу-театр "Калейдоскоп" Юморина 2013.
Признаться честно, этот концерт понравился мне меньше всех за последние полгода. Но! Если не все, то многое познается в сравнении. И, учитывая, что еще несколько месяцев назад я и мечтать не могла о полноценных концертах с участием «золотого состава», эта «Юморина» – счастье!!!
Наверное, всё же, критика в моем отчете в этот раз будет присутствовать довольно ощутимо. Но и фанатизм тоже будет, куда же без него )))
… Цветы. От меня – ему. Впервые за восемнадцать лет. (Видите девчонок в зеркале? ))) ) Наташка, спасибо тебе! Если бы не ты и не автобат с Северного Кавказа, этого ещё восемнадцать лет могло не случиться! В эти цветы были вложены не только время, силы и деньги – твои и мои. Не только открытка с твоим текстом (и ниже – с одной фразой, от меня). В них была в тот момент вложена вся моя душа… Думаю, вы понимаете…
Что хочу заметить в целом. Я обоснованно ждала, что на юбилейной, 35-й «Юморине» будет множество старых калейдоскоповских и ДЛШовских номеров (я уже говорила, что старые номера люблю смотреть больше, чем новые). Но мои ожидания оправдались лишь на малую часть. Впрочем, я и за новые номера двумя руками – если в них виден класс. В некоторых здесь – он был виден.
И всё же. Программа сыровата, рыхловата, недоиграна, недопоставлена, недодумана, недошучена, недопета… И еще много всяких «недо-…»
…
Он начал робко – с ноты "до",
Но не допел ее не до...
Недозвучал его аккорд, аккорд
И никого не вдохновил...
Собака лаяла, а кот
Мышей ловил...
Смешно! Не правда ли, смешно! Смешно!
А он шутил – недошутил,
Недораспробовал вино
И даже недопригубил…
(В.С. Высоцкий. Прерванный полет) Теперь по порядку.
Анар. Первый его выход для меня был не слишком внятным. Я ждала с нетерпением тех самых «серьезных людей», которым он подыграл на баяне.
«Смейтесь!» Конечно, я узнала песню с первых звуков! Любимые артисты пообещали нам, что «будет весело опять», и мы не будем скучать. А затем сложились в число «35», римскими цифрами.
Виталю, стоящего на табуретке за спинами других, с нашего первого ряда было видно плохо. Но я сразу почувствовала: с его настроем что-то не то. Несчастные несколько строк песни читаются им по какому-то планшету… Слишком много предметов в руках: планшет, микрофон, табуретка… Всё это как-то сбивает… Если все остальные работали в песне четко и слаженно, как одно целое, – он смотрелся неким «отдельным звеном». И ушел со сцены «с вещами» в противоположную от других сторону.
Вспоминаю, как в Сочи-2000 ДЛШ изображали в конце этой песни буквы «КВН». И как Виталя ставил финальную точку, бескомпромиссно и бесстрашно прыгая в руки Деулину и Винсу! Кстати, если Петя тогда выстоял, как скала, то Андрей несколько не рассчитал собственные «богатырские» силы. А ведь этот трюк явно придумал он!
Вышедшему на сцену Александру Ивановичу я обрадовалась, как родному!)))
Команда КВН «На своей волне». Ну, может, потому, что я – другое поколение, «их волна» – так скажем, не совсем моя. Я уже писала после КВН-концерта 20 ноября в Политехе: во-первых, почему они так оделись, словно специально хотели себя испортить? Эстетическое восприятие никто не отменял, даже в КВН. Ну, и во-вторых, шутки – действительно, не для концерта такого уровня.
«Малый Политехнический театр». Надо полагать, Большой Политехнический театр – это «Калейдоскоп»? )))
За версту чувствуется калейдоскоповский стиль, что очень греет душу! Студенческий хит-парад сразу напомнил знаменитые «десятые горячки» и «горячие десятки» хитов Монте-Карловки.
«Песня Ивана Сусанина». И вот тут мы, и правда, открыли для себя Анара. Какой молодец! Поет, танцует, играет – всё на уровне!
«Замдекана-женщина». Ух, жизненная песня! Я четыре года была замдекана, и я знаю, что говорю! Этот парень тоже ничего. Хотя Анар харизматичнее!
«Песня студентов-оптимистов». Так изящно и со вкусом показана суровая правда студенческой жизни! Ну, и исполнено на совесть! Аплодисменты ребята заслужили!!!
«Самый сильный, самый умный». Я видела эту миниатюру и на томской «Юморине» шестнадцать лет назад, и в совместных концертах «Калейдоскопа» и «Люкса», и в концертах ДЛШ. Опытным зрителям знакомо множество вариантов образа «самого сильного» и «самого умного». Лично я считаю, что роль «самого сильного», однозначно, лучше всех удавалась Винсу. Ну, а «самого умного» – Никулину, конечно! В чисто «люксовском» актерском ансамбле этот номер тоже был хорош, но вариант ДЛШ – это непревзойденная классика! (Кстати, в миниатюре «Люкса», кроме «самого сильного» и «самого умного» был еще «самый меткий», который стрелял ведущему в глаз из лука! Потом этот персонаж куда-то делся)
А вот представленный на этот раз вариант, в сравнении с предыдущими, проигрывает (на мой субъективный взгляд). Бакин и Винс – актёрищи, каких поискать! Но в роли «самого сильного», как я сказала, Винс меня убеждал больше, чем Бакин. Что же касается роли ведущего…
Они правильно делают, что играют Гришины роли. И отдают дань его памяти, и продлевают жизнь блестящим номерам! Но удается это каждый раз в разной степени. Вот в миниатюре «Кот и хозяин» Петя был супершикарен! Он создал совершенно другой образ, все акценты расставил по-другому, чем Гриша, и попал в точку! А в этом номере – по-моему, он пытался в значительной степени подражать Гришиным интонациям, но выходило явно что-то не то… Не та фактура, не тот тембр голоса, совсем другие выигрышные актерские умения, и – не складывается!.. Монолог в подражание Высоцкому-Жеглову не получился. Не говоря о том, что слова Петр Петрович пару раз забывал и выкручивался, как мог.
Отдельно – о роли Никулина. С этим образом Дима сжился ))). Но придумывание к нему все новых деталей вовсе не делает его богаче. Тот случай, когда лучшее – враг хорошего. Я говорила Яне: вот уже дошли до ДЦП! Ребята, вы что, не понимаете: если «самого умного» старательно изображать уродцем и инвалидом, то подколы и придирки к нему ведущего смотрятся издевательски и становятся «черным юмором»? Или вам это и нужно? Вроде бы, ДЛШ заявляют, что чтут русские традиции. Вовсе не в этих традициях глумиться над убогими. Кроме того, эта «убогость» не соответствует сути персонажа, который смог-таки вбить два кольца – в небо и в землю!
«Походная богатырская». Вот чем я по-настоящему довольна на этой «Юморине» – тем, что я впервые разглядела Диму Скворцова! Раньше я на него смотрела, но не видела. В музыкальных номерах нескольких последних лет он частенько исполнял «партию Гасаева», и я воспринимала его как вынужденную замену Витале. Да и потом, я его запомнила маленьким мальчиком, впервые выступившим вместе с отцом на концерте «Калейдоскопа» в Татьянин день, в Театре Драмы, лет шестнадцать назад.
А в этой песне он, неожиданно для меня самой, меня убедил! Красив, элегантен, хорошо двигается, поет легко, непринужденно и «впопад» (Интересно, кто ему подпевал за кулисами? Или это фонограмма?). Девушки – красавицы, ему под стать!
Я не видела этой песни в исполнении Саши Федорова. А хотелось бы посмотреть!
Теперь парочка «гасаеведческих» замечаний ))) «Кольчуга» на богатыре – это ведь костюм «тибетской в хлам» Линды из «Рябины кудрявой» 1996 года! Посмотрите.
И ещё. На «Юморине-95» Виталя выступал с монологом-сказкой от лица Ивана, который отправился со своим верным конем в царство Кощея выручать из плена царевну. Так вот, строчки из «Походной богатырской» явно перекликаются с той сказкой:
И мы с конем засомневались:
Пойти нам туда или не пойти?
Сначала я засомневался,
Потом задумались вдвоем… «Оркестр». Сказать, что я потеряла сознание и лишилась чувств при виде выходящих в зал актеров и Гасаева в их числе – это ничего не сказать!.. А когда он поставил стул и уселся прямо передо мной – я окончательно забыла, какой нынче год, век и тысячелетие )))
Когда Яна, наконец, повернула камеру от стоящего на сцене Винса-«дирижера» в сторону Гасаева, я смогла лишь слабо махнуть рукой: «Снимай, снимай его!..» А она, глядя на него в упор, шепотом произнесла своё неподражаемое: «Ти мой шладкий!..»
Но вообще, если честно, номер оставил во мне противоречивые чувства. Да, хорошо, что герой несколько минут был так близко от меня – прямо как восемнадцать лет назад в переполненном автобусе-«двадцатке». Однако становится как-то не по себе, когда видишь его в образе затюканного, растерянного и боящегося дирижера оркестранта. Особенно после того, как я до одури насмотрелась на него на новосибирском концерте 22 марта, где было всё в избытке – и сила, и удаль, и стать, и широта души, и главное – фантастический голос!..
А ещё – очень странное впечатление, и правда, оставляет «невидящий» взгляд, с которым артисты (и он в том числе) иногда оборачивались к зрителям. Мы сидели за ними в 10 сантиметрах, они не могли не уткнуться в нас взглядом, но смотрели «сквозь» нас. Это жутковато.
Ловлю себя на мысли: наверное, я тоже умею ТАК смотреть. Когда веду занятия в аудитории – смотрю как бы сразу на всех, чтобы удержать их внимание, но ни на кого конкретно – чтобы никто мое внимание не зацепил и не отвлёк.
Интересно: когда Петя привязался к какому-то мужику из зрителей во втором ряду, Виталя встал и подал тому треугольник, для чего потянулся через кресло рядом со мной, на котором грудой была навалена, не побоюсь этого слова, целая оранжерея цветов. И на цветы он тоже смотрел, не видя их.
(Кстати, мне понравилась ремарка про кафедру перкуссии, которую, как сказал Виталя, они заканчивали вместе с этим мужиком).
Еще одно наблюдение: когда все кричали: «Где зарплата?!», – Виталя не кричал. Уж его-то было бы слышно )))
«Бард-миниатюрист» А. Федоров. Это – калейдоскоповская традиция. А традиции я люблю. И люблю интеллигентский юмор. «Я знал, что буду жить в веках / По крайней мере, в двух!»
«Бабушка и внук» Присоединюсь к похвалам в адрес этого номера. Бакин, и в самом деле, мог бы сыграть что угодно и кого угодно – хоть бабушку, хоть былинку, колыхающуюся на ветру. И вот эти слова: «А чего это ты мне звонишь?» – «Бабуля, да это ты мне звонишь!» – «А чего это я тебе звоню?», – эти слова моя родная бабушка тоже когда-то лукаво говорила ))) Ну, и Дима Никулин ведет свою роль просто отменно! А ведь у них была всего пара дней на репетиции, при таком-то неслабом количестве текста!
«Засрабкуль» Ох, опять начались мои фанатские страдания! Да, с куражом были проблемы. А основная проблема – не прогнали, что ли, номер перед концертом? Сюжетную линию подзабыл не только Гасаев, но и Полетаев. Или, может, Александр Иванович слишком беспокоился, что Виталя текст забудет и старался ему подсказывать, иногда слишком явно. Вот, например:
Гасаев: – Я, между прочим, пел в «Метрополитен-Опера»!
Полетаев (слегка запинаясь): – Нашел, чем гордиться! Не одного тебя в метрополитене опера гоняли, я тоже паспорт забыл в гостинице, так еле убежал…
Виталя молчит. Но, действительно, АИ сказал еще не все свои слова!
Полетаев: – Ну?..
Гасаев (очнувшись): – Я уезжаю! Всё! Всё, подайте мне такси!..
Полетаев: – Не горячитесь, народный, идите сюда! Что вы нам привезли, какой репертуар?..
Гасаев: – За ваш унизительно-оскорбительно-низкий гонорар…
Полетаев (одобрительно): – Угу!..
Гасаев: – Я буду петь только сокращенный репертуар.
Полетаевское «угу» явно относилось не к тому, что гонорар оскорбительно низкий, а к тому, что Виталя говорит текст правильно )))
Во время исполнения удмуртской народной песни
«Ёхарью» Яна мне сказала: «Марин, а он, и правда, танцует!». Танцует, да еще как! )))
А вот
«По реке плывет топор» начал не в той тональности, слишком низко, из-за этого эффект был не тот…
Дуэт Гасаева и Федорова. Опять скажу: спасибо, ребята! Всех богов прошу, чтобы вы пели вместе!.. Но в данном конкретном случае напора было маловато. Хотя зал поддерживал, как мог!
«Самый детективный детектив». Конечно, номер навеял воспоминания и о миниатюре «про заек», и о детском утреннике «Следствие ведут знатоки». Как же мало было Инессы!.. Как жаль! Но все равно – спасибо, даже за одно ее появление!
Очень интересны переходы Александра от доброго следователя к злому и наоборот! А особенно интересно, когда «директор филармонии»-Полетаев сам «переключает» его со «злого» на «доброго» )))
Мне здесь понравился Стас. Вообще, похоже, я «прониклась» в отношении калейдоскоповской «молодежи» – Стаса, Димы Скворцова и Анара!
И, конечно, «гасаеведческое» наблюдение ))) Красная кондукторская сумочка у Аллы, – та самая, с которой Виталя в 96 году пел блатную версию басни про Ворону и Лисицу:
«Нравится мне». Да, вот Дима-то мне уже понравился. А песня эта – не особо. Прежде всего, меня оригинал этой песни слегка подбешивает… Ну, и номера с картинками, как я говорила, – это не моё. У «Калейдоскопа» достаточно таланта и собственных выразительных средств, чтобы произвести впечатление на зрителя без такого «довеска». Хотя, кстати, в данном конкретном номере картинки подобраны небезынтересно…
Ну и, наконец, при всём моём, уже появившемся, уважении к Диме, когда в концерте задействован Виталий Алексеевич, дать Скворцову петь сольно две песни, а Гасаеву – НИ ОДНОЙ – вот этого я не понимаю!
«Неизвестные места Красной Шапочки». Слушайте, я даже сама от себя не ожидала, что мне настолько понравится этот номер! Хотя шутки, конечно, немного того… специфические. Но я балдею от каждой интонации Димы и Пети! А какой у Винса пиджак!.. И вообще имидж!.. А как он вышел под знаменитую мелодию из «Калины Красной!» Как говорил Шукшин: «Эх, шаркнули по душе!»
«Мухомор». Да, это была заявка на новую версию ))) Если бы спели, как надо…
Во-первых, тональность. Не зря на прошлом концерте перед тем, как Витале вступать, Саша взял аккорд на гитаре. А тут – понадеялись на слух. И Виталя запел опять ниже, чем нужно. Он так иногда экспериментирует на прогонах… Когда-то, в 94 году на репетиции песни «Вся власть Ивану» (будущая «Рубаха-парень») он пел припев на октаву ниже, чем в привычном нам варианте! Представьте только!..
На ноябрьском прошлого года прогоне в Новосибе он тоже пытался низко спеть «Эй, Сибирь, встречай своих детей!». Петя отговорил.
И вот, опять… Из-за этого все остальные не могли подстроиться, и песне не хватало необходимой звонкости, задора! Как говорится, "Что-то ноты берутся хреново / Надо было начать с ноты "си"" (с) (Сериал "Писаки")
Ну, и текст, конечно! Бог мой, я его уже знаю до последнего вдоха и выдоха!.. Виталий Алексеевич!.. Виталечка!.. Ну, что ж такое!..
Поет, как будто ощупью крадется. Видно, что не уверен, помнит ли каждую следующую строчку. Откуда тут куражу взяться?..
«Супермаркет». Да, в прошлый раз было куда интереснее. Был еще и эффект новизны, который теперь пропал. И телегу, действительно, зря не взяли… Решили обойтись корзинами…
А содержимое-то корзин – извините, в основном мусор. И этого трудно не заметить. На прошлом концерте, видно, все же себе на вечер закупили какие-то продукты ))) А тут – откровенно пустые и откровенно мятые коробки из-под конфет, которые колышутся при каждом шаге. И особенно впечатлила пустая, прозрачная, немытая бутылка из-под молока, лежащая сверху Петиной корзины, которую потом забрал Дима Никулин.
Итак, мы увидели концовку. Должна признаться: я несколько дней после концерта не могла понять, чего это они все так заорали, когда им сказали, что времени 21.05? ))) Сразу видно, что я этот товар не покупаю ))) И только вчера, когда при мне в районе 9 вечера по магазину метался мужик, разыскивая кассиршу, и вопил: «Я же не успею!!!» – я поняла, как это всё жизненно ))) Кстати, тому мужику не повезло. Времени оказалось 21.01!
Финальная песня. Интересно, что Виталя, выходя, сразу крикнул: «Саня, давай!», как бы объясняя зрителям, что солировать будет не он ))) Звучание Сашиного голоса мне здесь о-очень понравилось! И песня хороша! И стиль, опять же, калейдоскоповский. «Что же ты грустишь? / Почему не улыбаешься?» – и сразу вспоминается: «Улыбайся, чаще улыбайся!». «Мы долго будем петь, пока все не улыбнутся!..»
И задор появился у всех, включая Виталю, который, впрочем, умудрился забыть даже те две строчки текста, которые ему здесь достались… "Шоу маст гоу он, значит, шоу продолжается!!!"
Я заметила, что, когда Полетаев объявлял коллективы, которые «для вас работали сегодня», на словах «Шоу-театр «Калейдоскоп» Виталя первым рванулся кланяться ))) А потом – еще раз, на словах «Команда КВН «Дети лейтенанта Шмидта». )))
Жалею, что финальная песня продолжилась после представления участников, и нам пришлось подарить цветы во время песни. Другим девчонкам, впрочем, это понравилось.
По крайней мере, надеюсь, что, если он переживал по поводу того, что забыл все слова, какие мог забыть, – подаренный мной букет несколько поднял ему настроение…
Спасибо!