Концерт «День Рождения шоу-театра “Калейдоскоп”», Барнаул, концертный зал «Сибирь», 12 ноября 2017 года.
…Всё началось с того, что я не взяла с собой фотоаппарат. Не взяла или забыла… А может, и то, и другое…
Сейчас будет поток сознания.
«Вы знаете, – сказал однажды Остап Бендер, – что на каждого человека… давит атмосферный столб весом в 214 кило. Вы этого не замечали?.. Мне кажется даже, что он давит на меня значительно сильнее, чем на других граждан».
Словом, примите во внимание атмосферный столб! Фотоаппарат я не взяла. Вы, конечно, увидите это всё на видео. Или на фото, сделанных другими людьми. Но не на моих…
…Владимир Высоцкий когда-то написал слова на мелодию танго, которое прозвучало в советском фильме с криминальным сюжетом – «Контрабанда». Эти слова были так же мало связаны с событиями, разворачивавшимися на экране, как песни в исполнении Виталия Гасаева – с юмористическими номерами театра «Калейдоскоп». Но в песне Высоцкого чувствовалось столько жизни, столько таланта и столько смысла, что фильм стоило бы посмотреть только ради неё…
Жили-были на море,
Это значит – плавали,
Курс держали правильный, слушались руля.
Заходили в гавани,
Слева ли, справа ли,
Два красивых лайнера, судна, корабля.
Белоснежнотелая,
Словно лебедь белая,
В сказочно-классическом плане,
И другой, он в тропики,
Плавал в черном смокинге –
Лорд – трансатлантический лайнер.
Ах, если б ему в голову пришло,
Что в каждый порт уже давно влюбленно,
Спешит к нему под черное крыло
Стремительная белая мадонна! …От избытка сердца говорят уста. Фото нет. Придется мне словами написать о том, какими ослепительно белыми кажутся розы на фоне чёрной рубашки. Как перехватывает дыхание, когда Полетаев весело произносит: «На каждом нашем концерте наступает тот момент, когда кто-то должен сказать: “Виталя, спой-ка!..”». Как появляется на экране изображение белой метели и несущейся лошади… Как спадают слой за слоем двадцать три года, и на сцену выходит парнишка в чёрной рубашке и джинсах. С золотыми волосами. С золотым голосом…
…Когда-то он впервые вслушивался в слова этой песни, пытаясь примерить их на себя, и его не оставляла мысль только о том, как победить в конкурсе вокалистов. Победил. А спустя всего несколько месяцев, совсем уже с другими мыслями, он выкрикивал в гулкое пространство зала Театра Драмы: «За что?! Что же сделал я?!». И физически чувствовал, что вокруг – и стены, и темень, и пропасть бездонная…
Прошли годы. Не раз за это время приходилось брести по холодному снегу, снова непонятым… Не раз рассыпался на осколки несбывшийся праздник. И уже, казалось бы, пора зачерстветь душой, перестать так надрывно задавать вопросы, на которые нет ответа… Но начинает звучать та самая аранжировка, которую когда-то сделал Вадим Маркер, и певец слышит в музыке вой метели, чувствует зимний холод, и голос его, молодой и чистый, устремляется сквозь время и пространство, надеясь всё-таки получить ответ!.. А слушателям становится понятно: раз есть этот голос – есть правда на земле. Есть правда и выше.
Всё это время он снова и снова выходил на сцену своего театра между смешными миниатюрами. В чёрной рубашке и джинсах. Красивый и сильный. И говорил:
«Кости целы – боль пройдет!».
Так произошло и сейчас.
«Кровь от лица / Сердце в рубцах / Но надо стоять до конца!» Добавление этих строк розенбаумовского припева изменило смысл песни, исполненной им тогда, двадцать три года назад. Что ж, если он так чувствует, пусть так и будет.
Слезы льет горючие
В ценное горючее
И всегда надеется в тайне,
Что, быть может, в Африку
Не уйдет по графику
Этот недогадливый лайнер.
Ах, если б ему в голову взбрело,
Что в каждый порт уже давно влюбленно,
Прийти к нему под черное крыло
Опаздывает белая мадонна! О чем бишь это я? Ах, да! О концерте, посвященном 39-летию «Калейдоскопа». Несмотря на некруглую дату, концерт получился очень даже торжественным. Весь пафос оказался к месту. Но главное – концерт был сделан профессионально, как и подобает легендарному театру.
Меня, как всегда, больше интересует старый состав, чем новый. И старые номера нравятся больше, чем новые. Такой уж я зритель…
Теперь о номерах.
Начальная песня «Весёлый ветер». Первый куплет. Два исполнителя. Его нет. Второй куплет. Еще двое появляются на сцене. Его нет. Третий куплет. В центр бодро выходит Инесса, готовясь петь. И вот тут начинает звучать голос, превосходящий, так сказать, самое смелое воображение. А поёт он о том, чтобы весёлый ветер прибавил пенсии.
Текст песни я пока не знаю, ведь мой герой в ней раньше не участвовал. Но она из разряда всегда актуальных. О кризисе.
«Кто привык – может скоро отвыкнуть!..»
«Командировка». Театральная работа очень высокого уровня, благодаря Дмитрию Никулину. Вообще, как драматический артист, на этом концерте он был лучше всех. Я уже не однажды восторгалась им, что и делаю еще раз. Там каждое слово талантливо, каждая интонация, эмоция, жест!..
Что касается остальных участников – сыграно здорово, но некоторое возрастное несоответствие между актёрами, играющими мужей и жён, всё-таки есть. Хотя, не спорю, и в жизни такое бывает…
Есть несоответствие и в актёрском мастерстве.
Песня «Я начал жизнь в детсадах городских». Ну, она, появившись пару лет назад, сразу стала одной из моих любимых! В этом номере опять блистал Дмитрий Никулин! А также Пётр Винс, читавший рэп. Рэп, кстати очень остроумный! И актер подавал его так, чтобы залу было понятно каждое слово. Высший пилотаж актёрской песни – когда зрители успевают вникнуть в смысл, посмеяться, – и жадно слушают дальше.
Но всё, сказанное об этой песне ранее, просто меркнет по сравнению с голосом, который поёт, вынимая душу:
«Давился кашей из последних сил / Я есть просил / А в ней – комки!» «Президент». Александр Полетаев и Инесса Лихенко. Миниатюра, по-калейдоскоповски добрая и, в то же время, как было объявлено, «носит острый социально-политический характер». Например, в ней обыгрывается знаменитая фраза премьера «Денег нет, но вы держитесь!».
Рэп-баттл преподавателя и студента. Я видела впервые. Есть, как я понимаю, видео с омского БУМа, но я его не смотрела и пишу по памяти. Подтверждаю, что сам жанр чрезвычайно востребован. На всех студенческих праздниках и тусовках его постоянно используют. Если же говорить о содержании номера, то что-то недодумано. Как говорится, имхо. Например, студент говорит преподавателю, что тот не может обучать новым технологиям, так как сам ездит на старой «копейке». Это смешно?.. Хм, ладно. Тогда еще вопрос: это аргумент?
Преподаватель, со своей стороны, называет студента чем-то вроде ничтожного, не стоящего внимания существа, и заявляет, что всегда возьмет верх в споре с ним. И действительно, побеждает, банально не ставя студенту зачет и не утруждая себя дальнейшими объяснениями. Это тоже аргумент?
В конце, правда, высказывается «мораль всей басни» в том духе, что то, что прокатывает на тусовках, не прокатит в универе.
«Бабкина внучка». Единственный музыкальный номер, который мне не особо «зашел». Его я тоже видела впервые и, если честно, из слов поняла только что-то про культурную столицу и про то, что в Питере надо пить. Нет, саму-то песню «В Питере – пить» я знаю…)))
«Прием на работу». Много раз виденный номер, действительно, смотрелся новее, свежее, динамичнее. Есть только совсем небольшое ощущение, что Петр Винс подзабыл текст и немного путался, когда задавал вопросы претендентам на работу.
Дмитрий Бакин. Песня и «Интервью с аристократом». Не знаю, как назвать. Проездом
из Москвы в Париж с Телецкого озера в Томск.
Появление Дмитрия в концерте «Калейдоскопа» было незапланированным. Но логичным. Полетаев сказал, что предыдущий номер исполнила барнаульская часть команды «Дети лейтенанта Шмидта». А когда у одной части команды праздник, другая не может оставаться в стороне.
Я говорила после концерта: возможно, желание Бакина во что бы то ни стало спеть было вызвано нашими обсуждениями того, что медведь-таки наступил ему на ухо уже в зрелом возрасте.
В этот раз у меня нет особых претензий к попаданию в мелодию песни. К словам – есть.
По поводу «Интервью». Номер большой и сложный, а вводить его, похоже, пришлось без особых репетиций, поэтому были сбои в тексте. Так и стал Лавров министром внутренних дел вместо иностранных.
Винс и Бакин – хорошие актёры. Но! Бакин учил свою роль к недавним совместным выступлениям с Вячеславом Гуливицким, которые, судя по всему, прошли ни шатко, ни валко. Винса вообще присоединили в последний момент. Изначально же этот номер помнится в исполнении Гуливицкого и Малыгина, которые играли лучше. Да и сам материал, честно говоря… Там есть смешные места. Например: «Знать – это и есть аристократы!» – «Знать, такие аристократы, раз попёрли!». Но, в целом, меня всегда преследовала мысль, что автор пытался выразить какой-то свой комплекс.
«Бабушки у подъезда». Надо пересмотреть. Для меня это как раз новинка, а текста много. В целом, мне понравилось. Конечно, отмечу, опять же, игру Винса, который выкладывался по полной! Рэп и танец были хороши!
«Сватовство». Номер очень короткий, веселый и качественно сделанный. И молодые, и возрастные актёры все были на своих местах, и все сыграли классно.
«Мимо хат, мимо сёл». О моей ностальгии по поводу песни «Модерн Токинг» я уже говорила. Пока Дмитрий Скворцов и Александр Федоров очень нежно исполняли одну из любимых мелодий, зрители, в том числе и я, смотрели на экран. И зрелище захватило!
Впервые мне полностью понравился видеоряд в подобном номере. Раньше в песнях с «картинками», на мой взгляд, проскальзывал юмор «на любителя». Тут он тоже на любителя, в общем. Но по-настоящему смешно! И с видео – работа ювелирная!
«Случай в автобусе». Мужчина и женщина могут встретиться когда угодно и где угодно, как сказал, если не ошибаюсь, Полетаев, объявляя номер. И вот, они встретились в автобусе.
Робкий интеллигент (Никулин) и женщина-нимфоманка, в итоге оказавшаяся контролером (Винс). Это что-то новое, уж во всяком случае, в амплуа Петра Петровича. Вообще, этот концерт пополнил список женских образов, талантливо сыгранных мужчинами.
Номер мне очень понравился! Признаюсь честно: мне, как правило, нравятся и истерики в исполнении Петра. Начиная еще с миниатюры «Автошкола» образца 96 года, где он темпераментно кричит Диме: «Трёхмесячный младенец бы понял! Честный младенец!».
Сейчас сексуально озабоченная дама в автобусе была просто шикарна! Особенно переход от вкрадчивого шёпота: «Давай, два слова скажу на ушко…» к громогласному требованию: «Билеты предъявим на контроль!».
***
Чтобы завершить разговор о миниатюрах, представленных на этом концерте, выскажу только одно пожелание. Концерт, посвященный дню рождения театра, предполагает номер, в котором участвуют все актеры. У Александра Ивановича Полетаева есть чутьё на такие номера. Чего стоит только «Коготок увяз – всем птичкам пропасть!». Очень хотелось бы, чтобы на следующий год на юбилее это было.
Ну и, конечно, лично я хотела бы видеть больше старых музыкальных номеров. Понятно, с участием кого. Как идеальный в этом плане вспоминается концерт пятилетней давности, посвященный 34-летию «Калейдоскопа». Где заиграли новыми красками опера «Глеб Жеглов», а также «Грузинское попурри» и «Рубаха-парень».
***
Песни Виталия Гасаева. О
«Бездомной комнате» я написала выше. Она вызвала бурную овацию и крики «браво». Исполняя вторую песню,
«В этом доме», Виталя уже был окрылён поддержкой зала. Зрители не подвели, всё время хлопали в такт.
Замечательно были подобраны фотографии ко всем музыкальным композициям Гасаева, включая финальную. За это, видимо, стоит поблагодарить самого певца и технических работников концертного зала «Сибирь».
Финал. Песня-посвящение театру «Калейдоскоп». Когда все поют твою песню – это особое чувство, которое приподнимает над землёй! К голосу автора и основного исполнителя добавилась игра и юмор остальных участников концерта. Так, после слов:
«Ты прости нас, зритель, за дорогой билет!» – Альберт (кажется) откликнулся про пятнадцать с чем-то рублей, а после
«Моя бы воля, я бы сам тебе заплатил!» – про одиннадцать с чем-то. Из чего можно заключить, что билет стоил что-то в районе четырех рублей. Да, смутно вспоминается…
Где смешно - смеялись. Например, строчку
"И уехать в глушь, в деревню..." - начал Виталя (думаю, здесь понятен литературный первоисточник). А последнее слово -
"В Израиль!" - веско произнёс Пётр.
Конечно, после фразы:
«Что ты, мы не мечтали о цветах!», прозвучало: «Виталя, не говори за всех!». К этому времени к белым розам в руках у солиста присоединились красные хризантемы…
Роман Колоколов сделал великолепную аранжировку! Музыка звучит 6 минут 12 секунд, что дает возможность представить всех актеров театра, высказать все благодарности, поздравления и пожелания. Полетаев поблагодарил и «золотой состав», и молодых. Остается порадоваться, что всех удалось собрать!
А главное – финальная песня привнесла в выступление театра общий дух, то целое, что всегда больше суммы отдельных частей! То, что позволяет помолодеть сразу на много лет. То, что побуждает зал аплодировать стоя!
Кораблям и поздняя
Не к лицу коррозия,
Не к лицу морщины вдоль белоснежных крыл,
И подтеки синие
Возле ватерлинии,
И когда на смокинге левый борт подгнил.
Горевал без памяти
В доке, в тихой заводи,
Зол и раздосадован крайне,
Ржавый и взъерошенный,
И командой брошенный,
В гордом одиночестве лайнер.
А ей невероятно повезло –
Под танго музыкального салона
Пришла к нему под черное крыло
И встала рядом белая мадонна!
Спасибо.