Концерт Виталия Гасаева в концертном зале «Сибирь»,
г. Барнаул, 15 ноября 2015 г.
– Хороший код: 15.11.15… Пой, пой! Человеческое тянется к человеческому. Живое – к живому. Люди поймут и придут к тебе. Простые люди. Хорошие. Их много, и так приятно убедиться в этом! Как в песне «Любэ», чья афиша так удачно оказалась рядом с твоей:
Тянет к людям простым, чистым, теплым, святым,
Неприметным на вид, что живут без обид.
Ростят малых да детей, ждут хороших вестей,
Праздник любят да уют, верно, в общем, живут. В клубах, в ресторанах их редко увидишь. А нынче – вот они, эти люди! Отозвались на бесхитростные интервью, в которых артист всё время забывал рекламировать свой концерт и всё больше говорил о сыне, о друзьях, о театре… О Родине. Да ещё о том, какие щи он сварил сегодня утром, и как их похвалила мама!
– Там капустка, картошечка, лучок, укропчик… и всё живое, всё родное, настоящее!.. …Тянет к людям простым о себе рассказать,
Тянет к людям простым, чтоб хоть что-то понять.
Если «дождичек» – то дождь, а «снежочек» – так снег.
Тянет к мудрости рощ и неспешности рек… …Разве что во сне могло привидеться такое!.. Разве что во сне… Большой, современный концертный зал сверкает огнями снаружи и изнутри. Детский восторг невольно испытываешь оттого, что один только занавес стоит несколько миллионов, но главное – он расшит вручную и хранит тепло человеческих рук! Что всё здесь словно ожидало Виталия Гасаева, чтобы принять с любовью: сцена в мягком голубоватом свете софитов, фотография заснеженной сибирской тайги на огромном экране, супердорогая и суперсовременная аппаратура, для которой лучшее применение трудно и придумать! Но главное – люди. Приветливые гардеробщицы и билетёрши тепло примут зрителей. А артисту принесут чай в гримерку и поблагодарят за песни. Звукооператор Дмитрий Скворцов будет следить за каждым словом и жестом певца, и ставить нужную песню в нужное время, без всяких поисков и заминок. Мастера по свету сотворят целую феерию, когда картины будут проецироваться не только на задний план сцены, но и на стены, на пол, на потолок… Под каждую песню будет тщательно подобран изобразительный ряд, цвет огней, смена освещения…
– Они – волшебники!.. «Если душа человека жаждет чуда – сделай ему это чудо!». Так говорил капитан Грей в «Алых парусах». И сегодня, без преувеличения, алые паруса показались на горизонте моего героя…
… Стоя у входа перед началом концерта, я с радостью отметила про себя, что публика идёт потоком! А в гардеробе нас с сестрой вежливо попросили пройти к самой дальней секции, потому что только там оставались номерки! Изумление нарастало, накатывалось, как вал... Панорама заполненного до отказа зала и сказочное оформление сцены довершили дело.
Хотя нет. Дело довершил голос. Этому голосу наконец-то было, где развернуться!..
«Сибирский характер». …Под мощные звуки вступления Виталя вышел на сцену с белой веточкой хризантемы в руке. Положил цветок на высокий стул, на котором были бережно развешаны атрибуты команды «Дети лейтенанта Шмидта»: полосатая рубашка, кепка и шарфик. Рядом на стойке ждала гитара. И так всё это было точно, верно, впопад – ни убавить, ни прибавить!
Уже пока он шёл, каждый его шаг, как эхо, отзывался аплодисментами. А когда запел, окончательно стало понятно, что здесь и сейчас происходит чудо. Он сотворит его для нас, а мы – для него.
Виталя называл волшебниками всех, кто помогал ему в организации концерта. Но и он сам сразу же решил «побыть добрым волшебником». Едва закончилась песня, артист вынул из кармана серёжку с подвеской и показал публике: «Сейчас, перед концертом, эту сережку нашли в фойе и передали мне. Скажите, чья?». «Ой, моя, моя!», – радостно отозвалась женщина приблизительно с пятого ряда. «А вы можете доказать? – лукаво спросил Виталя, – Вторая с вами?». Он попросил зрительницу подняться на сцену, вручил ей пропажу и принесенную с собой веточку хризантемы.
То, что начато добром – добром и продолжится.
«Баня» («Грешная душа») Картинки стали меняться! И снег пошел! И свет! И звук!.. Но ничто не сравнится с той ударной волной, которая прокатывается по залу, когда он отводит от губ микрофон: «Мою душу те-е-ешь!» Этого не может быть, но это есть!
«Омут» Браво! «Браво» зрители кричали после каждой песни.
«Красавица» Как обычно, начал: «Я хотел бы посвятить эту песню всем девушкам и женщинам, которые пришли сегодня на концерт». Но закончил неожиданно: «Спасибо вам. У вас хороший вкус!» И так просто-просто, обезоруживающе улыбнулся…
Затем был блок из песен Андрея Леонтьева
«Колыбель»,
«Одинокая птица» и
«Тайна» Между песнями певец представил автора, сидящего в зале. Даже несколько раз. И всё повторял: «Андрюха, ты не уходи просто так, хоть телефон оставь! А то бегаю за тобой, как девчонка!»
Более жесткое и холодное звучание «Колыбели», по сравнению с предыдущими, задорными русскими песнями, заставило зал сразу как-то сосредоточиться. А на «Одинокой птице» и вовсе погасили экран, и всё погрузилось в темноту, из которой только луч прожектора сверху выхватывал силуэт певца… Это было неожиданно и сильно!
Первый куплет «Тайны» он запел не низко, как всегда, а высоко. Отчего в голосе появились взволнованные, смятенные интонации.
И вновь вернулся к «русскому духу». Спел
«Любо, братцы, любо» и
«Ехали казаки». На «Казаках» попросил слушать внимательно и сосчитать, сколько в этой песне рифм! Моя сестрёнка добросовестно считала и правильно насчитала одну.
«Письмо матери». Артист перешел к знаменательным датам 2015 года. И прежде всего, сказал, что в этом году исполнилось 120 лет со дня рождения Сергея Есенина.
…Никто не пел Есенина лучше. И никто не споёт.
– Потому что всё про меня!.. «А можно ещё Есенина?», – сразу же попросили из зала. И прозвучал
«Вальс», тёмный и светлый одновременно…
«В чистом поле дожди косые» Назвал ещё одну дату этого года – 55 лет со дня рождения Александра Николаевича Башлачёва. Как всегда, подчеркнул отчество поэта, ушедшего в 27 лет. Потому что это по-русски – с отчеством человека именовать! Порадовался, что стихи поэтов русского рока теперь есть в школьных учебниках, – он видел это несколько лет назад в учебнике сына!
«Только время знобит, колотит…» Месяц перед концертом он каждый день, каждый божий день в запале твердил эти пятнадцать куплетов! Чтобы не смотреть в тетрадку. Чтобы снова прожить каждое слово, как в первый раз!
Александр Федоров. «Осень» («Сжигаю мосты»). Виталя, с которого после «В чистом поле…» пот лил ручьями, задыхаясь, сбивчиво произнёс: «А ещё в этом году исполняется 50 лет замечательному… добрейшему человеку!..» Представил собрата по театру и по команде. И настойчиво пригласил всех 21 ноября на его бенефис.
Уже оставив было Александра один на один с публикой, Виталя вдруг вернулся на сцену, что-то ища глазами: «Здесь где-то вода была…» Увидел маленькую бутылку воды за монитором, схватил, убежал.
Пока Виталий Гасаев переводил дух ровно посередине концерта, зрители похлопали Александру Федорову за его 50 лет и за 25 лет работы в «Калейдоскопе». Песня на стихи Юрия Левитанского, музыку к которой, как сказал Саша, он «подобрал» сам – тоже своеобразный «привет из прошлого». С ней он участвовал 20 лет назад в вокальном конкурсе «Шоу-Транзит» в городе Новосибирске.
«Нараспашку» Выйдя из образа после серьезной песни, Александр лукаво улыбнулся и направился за кулисы. Но оттуда ему навстречу появился Виталя: «Саня, не уходи! Давай споём гимн ДЛШ!»
На этом концерте всё складывалось волшебным образом, как мозаика, в которой каждое стёклышко само находит своё место. Не мог не сложиться и этот дуэт – легкий, праздничный! Его участники чувствуют друг друга с полувзгляда, с полувздоха… Перед песней Виталя опять рассказал историю её создания и скромно повторил, что он «своими мозгами» смог написать только мелодию и припев. «А вот большую часть слов написал как раз Саша!»
А ещё Виталя в очередной раз поведал о том, что он кланяется, чтобы разглядеть, что будет следующим номером в программе. И что Петр Винс и Дмитрий Никулин говорили ему: «Ну, ты прямо провидец! А ну-ка, наклонись, и скажи, что с нами дальше будет!»
Допели «Нараспашку» под непрерывные аплодисменты. Поклонились. Александр всмотрелся в пол и загадочно произнес: «А я знаю, что будет дальше! Но не скажу!»
«Бирюзовая Катунь». Исполнил суперзажигательно! Как тут не зажечь – в бирюзовом свете, с панорамой Катуни на заднем плане, да ещё когда тебе подпевает столько зрителей!
«От героев былых времен…» (Песня из к/ф «Офицеры») И вдруг – резкий переход к совсем другой теме. Бесспорно, главным событием в этом году, как сказал вмиг посерьёзневший певец, было 70-летие Великой Победы. Дальше он говорил от сердца, прерывающимся голосом, о том, что, пока живо поколение наших родителей, пока живо наше поколение, нужно успеть сказать детям о том подвиге, который совершил наш народ в войну! Нужно, чтобы память осталась навсегда!.. Чтобы никто, никогда в нашей стране не посмел вскинуть руку с фашистским приветствием (он сказал: «со звериным»)!..
…В так называемой интеллектуальной среде, где я вращаюсь, для многих людей естественно с умным видом всё подвергать сомнению и над всем смеяться. Мол, нет ничего абсолютного, всё относительно. И мы, образованные люди, должны это понимать. Может, зря так неистово дрались в ту войну? Может, зря столько жертв? Может, Ленинград было благоразумнее сдать?.. Да и вообще, какой нормальный человек бросит свой обустроенный быт и пойдет за что-то там умирать?.. Вы же не всерьёз так думаете?..
…Чистый, звонкий голос зазвучал в тишине:
От героев былых времен
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй, травой…
…На экране появился Орден Отечественной войны и даты «1945 – 2015»... А по бокам сцены – георгиевская лента и красные гвоздики…
…Он успел заметить, что где-то в глубине зала первой встала женщина в чём-то красном, платье или кофточке… Мелькнула мысль: вот бы узнать, кто она!.. Тут же, сквозь моментально набежавшие слезы, он увидел, как поднялся весь зал!.. И закрыл глаза…
Как водится, песни о войне были представлены на концерте единым блоком. Столь пронзительный эффект, произведенный первой песней, явно неожиданный и для самого героя, придавал особый смысл всему происходящему дальше. А дальше были
«Враги сожгли родную хату»,
«Десятый наш десантный батальон» и
«Песенка фронтовых шоферов». Все они прозвучали на невероятном подъеме. Но песня из «Офицеров» – это настоящий прорыв!
Моё субъективное мнение: военные песни, включенные им в репертуар в этом году, воспринимаются на порядок более зрелыми, чем те, которые исполняются им с 2007 года. Немалую роль здесь играют и классические аранжировки.
«Русь». Рассказал о знакомстве с Розенбаумом. Как тот пообещал ему перед своим концертом: «Я буду исполнять две песни под рояль – так вот, я тебе их дарю!». Одну из этих песен Виталя потом так и не нашел. А интернета не было… А найти и переспросить Розенбаума он не решился.
Но всё же, вторую, «Песню отрока», кто-то из знакомых записал ему на видеокассету, с помехами. И Виталя с огромным трудом разбирал текст. Разобрал. Нигде не ошибся!
«Ну, что? – спросил артист. – Спеть вам что-нибудь под гитару?» Ответом был дружный одобрительный возглас. Пока Виталя, как водится, извинялся за то, что «гитарист он ещё тот…», послышался мужской голос из зала: «Про бурых медведей-то сегодня споём?» (имеется в виду песня «Кругом тайга»). «А-а, соседушка… – отреагировал Виталя. – Давай ещё «Гоп-стоп» в концертном зале споём!»
«Напишу-ка я песню на случай бронхита». В очередной раз поблагодарив автора, Алексея Брындина, спел очень зрело, осмысленно… С удовольствием наблюдаю пока еще короткую «эволюцию» этой песни в его исполнении. Мне нравится, как он проговаривает чужие слова, и они становятся его словами. Не каждый день увидишь, как лирический герой исполняет посвященное ему произведение! С философской точки зрения, тут присутствует двойная герменевтика (это метод толкования текстов). Автор попытался понять героя, а теперь герой стремится понять то, как автор его понял.
Это как если бы реально существовал, например, Евгений Онегин, и он бы со сцены прочитал роман Пушкина о себе!
«Крапивный лист» (песня из к/ф «Пацаны») Первое исполнение на публике, к которому Виталя шёл года три. Если не считать выступления в прошлом году в Питере перед воспитанниками детского дома.
Песня очень дорога ему, ведь каждому мужчине важно время от времени взглянуть в глаза тому пацану, которым он был когда-то. И во многом остался…
– Мне не стыдно за этого пацана!
Где поставлю свой дом, не решил пока,
Только будет он, представьте, вовсе без замка!
Будет в доме том полыхать очаг.
Только где уж вам представить дверь да без ключа! Остаётся ждать ещё две песни из этого фильма: «Что-то мою пулю долго отливают…» и «Я подозвал коня…». Может, споёт когда-нибудь на концерте:
«Взрослым так просто, всё знают они наперёд, / Ну, а подросток – пока ещё он подрастёт!..»
"Как молоды мы были". Отложил гитару и сказал: "Наш концерт понемногу близится к финалу..." После этой фразы аплодисменты, сопровождающие каждую песню, стали еще громче и продолжительнее.
«В этом доме». Попросил подняться Александра Полетаева и с удовлетворением отметил, что Александр Иванович сидит не в «вип-ложе», а «с народом». Конечно, рассказал о театре, о том, что выжили благодаря этому дому, этой кухне…
«Кони привередливые». Пой, пой! Пусть душа рвётся, как те самые кони!.. Допоёшь куплет, глядя, как весь зал снова встаёт, и рукоплещет, и не расходится! Ради таких минут артист и живёт на свете!
– Зачем мне одному столько аплодисментов?.. Я же не Господь Бог!.. Спасибо.
Использованы мои фото, а также фото со страницы Виталия Гасаева ВКонтакте.