Концерт команды «Дети лейтенанта Шмидта» в кабаре-кафе «Бродячая собака», 12 декабря 2013 г.
Барнаульцы возвращаются в город N… И снова Барнаул провожал нас весенним теплом – и снова Новосибирск встретил зимним снегом и метелью… Впрочем, зима и в Новосибирске оказалась относительной. Ведь после нашего отъезда, как выяснилось, и этот снег растаял. А в Барнауле его вообще не было. В момент, когда я пишу эти строки, – снег есть. Но еще вчера, 16 декабря, температура была плюсовая, без намека на снежный покров. Когда я возвращалась в 10 часов вечера с работы, навстречу мне попался «пьяненький» мужичонка с бутылкой пива в руках, который шел и от души пел: «Лето, ах, лето!..»
…Мой взгляд стороннего наблюдателя, как всегда, выхватывает «штрихи к портрету» Новосибирска. Огромные здания, серее серого, – и маленький грязный автовокзал, в котором повернуться негде… Хамоватые кондукторы в автобусах. Сквозняки и суета в метро. Гармонист, играющий в подземном переходе и раздающий «билетики счастья», как это делали шарманщики лет 200 назад… Часы перед оперным театром, отсчитывающие время до Олимпиады… Еще недоделанная новогодняя иллюминация… Пробки… Местное радио передает: «Ситуация на дорогах Новосибирска улучшилась с 7 баллов до 6…»
…В «Бродячей собаке» я была впервые. Удивила жуткая теснота. Народу – почти предельно много для заведения. Расстояние между столиками… да, собственно, нет никакого расстояния. Посетители сидят чуть ли не друг у друга на коленях. Расстояния до сцены тоже никакого нет. Все действо происходило непосредственно среди зрительской толчеи. Минус в этом – то, что выступающим было крайне мало простора, и в некоторых номерах «сценическое движение» оказалось скомканным. Плюс – тот, что энергия прямо физически чувствовалась, накатывала волнами! Явственно понимаешь: обычный человек – это одно, а артист – это другое! Вроде бы, в барнаульской филармонии мы сидели близко, на первом ряду, но вот здесь – было действительно БЛИЗКО!
Занавес с лоскутной собакой навеял воспоминания о бродячем цирке из сказки «Три толстяка» или уличном театре из фильма «Труффальдино из Бергамо». Появившийся перед занавесом Петр Винс в своей ДЛШовской жилетке, сияющий, как начищенный пятак, и вправду, напоминал Труффальдино. Ведь ему, между прочим, тоже предстояло «услужить двум господам, чтоб ни один о том не догадался»)))
Как уже здесь неоднократно писали, Петр высказал пожелание, чтобы зрители только фотографировали, но не снимали на видео, так как «сегодня, возможно, не всегда будет гомерически смешно» и «это будет попытка привнести сюда, на эту сцену, – будем называть это замечательное место сценой (от себя замечу: а как же еще собственно сцену можно назвать?))) ), – действо театральное»…
Выскажу свое мнение о программе в целом. Честно – она мне понравилась больше, чем барнаульская премьера «Открытий…». Сыграно было более осмысленно и логично. Номера перетекали один в другой. Появилось несколько новых режиссерских находок. Было много качественной актерской игры. В сценарии больше чувствовался дух произведений Ильфа и Петрова, чем в первый раз, имхо.
Впрочем, конечно, не хватало Полетаева как ведущего. И конкретно мне – опять было очень мало Гасаева. Я ехала в Новосибирск с тайной надеждой, что программу пересмотрят в пользу увеличения его выходов. Увы и ах… Ровно столько, сколько и в прошлый раз… Даже чуть меньше, так как он мебель для других не таскал))) Для себя, правда, пришлось…)))
«Верите». Александр спел зажигательнее и увереннее, чем на премьере! Что касается подтанцовки из девушек, которой здесь не было – я по ней ну нисколько не страдаю. Все же, она мне сразу показалась чужеродным элементом. В «Калейдоскопе» и ДЛШ фирменный знак – отсутствие случайных людей на сцене. Все роли в «массовке» всегда играли ведущие актеры, которые, даже молча, даже стоя позади солистов, посылали мощнейший импульс в зал. Это «внутренний диалог» артистов и зрителей, который непрерывно рождает новые смыслы и новые эмоции. Девушки же в прошлый раз (за исключением Тони) – откровенно недоигрывали.
А здесь «подтанцовка» состояла из участников следующей миниатюры, что смотрелось вполне органично.
«Собрание ТСЖ». «Ежедневное, внеочередное, экстренное» ))) Честно говоря, я не совсем улавливаю, в какой момент и на каком основании на собрании ТСЖ происходит переход от дежурных разговоров о том, что «крыша течет» и «трубы горят», о том, что надо стелить газон и класть асфальт, а денег нет, – к настойчиво требуемым председателем правления от его членов «смешным историям». В связи с чем вдруг понадобилось, чтобы «было смешно»? Недописано, кажется, что-то…
По поводу того, куда Бакин всех послал… Действительно, несколько раз в программе был такой юмор и словечки «на грани фола». Кажется, команда решила «добавить перцу». Получилось – так себе. Мозгами надо отличаться, ребята, моз-га-ми! (с)
Впрочем, я на этот раз ни родителей, ни знакомых, перед которыми мне могло бы быть стыдно, не приводила. Так что эти слова, отсутствующие в моем лексиконе, я просто вытеснила из сознания.
«Комиссия по амнистии». Кстати, хорошо связали с амнистией в честь Дня Конституции))) Актуально! «Тенденция у нас в стране переменилась. Раньше у нас было принято за преступления сажать, а теперь – освобождать!» – «А я думал – выкапывать...»))) «Что это вы так оживились?» – «Вчера – помирали, сегодня – оживились. Все логично!».
Но этой миниатюре – да динамики бы побольше… Актеры иногда слова забывали, иногда – как бы «выключались», выпадали из образа.
«Авантюра». А вот тут – подтанцовка просится! Но – девушек не привезли, а своими силами – не придумали. А зря. Вспоминается Миронов в «12 стульях», танцующий с уличными мальчишками.
Саша старался, как мог, один отработать песню. Но проблема еще в том, что он слишком интеллигентен для роли великого комбинатора)))
«Бросить пить» Ну, мне хотя бы не пришлось ждать так долго, как на барнаульском концерте…)))
Ох ты, боже мой!.. Деулин выдвинул один стул. Ушел. Зазвучало: «Мы с тобой мечтатели, мы с тобою счастливы…». Миниатюра не начинается. Шепот за кулисами: «Щас!». Деулин снова вышел, выдвинул второй стул, посчитал свою миссию выполненной, ушел. «Золотой голос», сдавленно, за кулисами: «А стол?!». Но – песенное вступление уже зазвучало снова, надо начинать.
Виталя появился на сцене… Пришлось самому вытаскивать на середину стол, уже поставив на него пакет с бутылками. А стол-то, видно, тяжеловат…
В первый раз, конечно, миниатюра производила более сильное впечатление… Виталя не сразу «попал в образ» – может, из-за этого стола, может, из-за того, что новосибирские зрители не смеялись на тех шутках, которые в Барнауле очень даже «зашли». Это сбивает с куража.
Но кое-что появилось новое. Тевтонские рыцари были заменены на ливонских (историческая правда) ))) Стакан был назван «посредником между бутылкой и пищеводом» (авторство выражения, думаю, Виталино). Порадовало и то, что исчезла фамилия главного героя, прямо скажем, не добавлявшая эстетики номеру.
Саша временами пил «водку», забывая, что это – водка))) Особенно вторую бутылку))) А Виталя, видимо, поперхнулся, выпивая бутылку залпом, – резко покраснел)))
Почему герой в финале сказал «без десяти десять», а не девять, как в Барнауле, я поняла только на следующий день, на концерте Гасаева )))
«Сказка» Да, очень и очень напоминает песню Высоцкого «Лукоморья больше нет». А еще – всем известную из детства переделку пушкинского стихотворения: «У лукоморья дуб срубили». А еще – хотя и более отдаленно – песню «Аквариума» и БГ «Древнерусская тоска».
Сказка, как говорится, – ложь, да в ней намек… Мораль мне понравилась)))
«Малыш и Карлсон» В продолжение темы сказки, как можно понять. И герои становятся из раза в раз все более сказочными. Малыш – всё более светлым, Карлсон – всё более экспрессивным и «себе на уме». То есть, номер движется от ДЛШовской трагикомической задумки 2008 года – к первоисточнику)))
«Гопники». Танец вблизи смотрелся очень впечатляюще!))) А Петр Петрович наяривал энергичнее всех! Номер мне нравится, но я бы с интересом посмотрела и другой вариант: если бы роль директора филармонии отдать Федорову, а роль заводилы-гопника – Винсу)))
«Ты где была?» Номер в исполнении «СибСибов» когда-то мне был вообще никак. А вот с участием Аллы – практически гениально! Ну, и Петр, и Дмитрий – мастера! Особенно умилило то, как восхищалась Женя Федорова и говорила: «Даже если бы это не была моя мама – всё равно супер!!!»)))
Одна ремарка: ДЛШ зря отступили от «золотого правила» «Калейдоскопа»: один и тот же актер в разных номерах, изображая разных персонажей, никогда не должен быть одет одинаково! Хотя бы какая-то деталь в костюме должна измениться! А тут – Алла во всех номерах была в одном и том же. Да и Петр вышел в том же, в чем был, исполняя песню с «гопниками».
Кстати, понравилась
интермедия «Ильфа и Петрова» (Бакина и Деулина) про пьянство: «Вредная привычка, которая помогает победить атеросклероз» – «Атеро… что?» – «Склероз, Петров!»… Ну, и «ёкарный Союз писателей» – тоже неплохо!)))
«Песня отпускника и проводников» Песня началась как-то слишком быстро. Очень короткое вступление. Ни солист, ни «подтанцовка» не успели толком выйти на сцену))) И Бакину пришлось суетиться вокруг, устанавливая микрофоны непосредственно во время пения.
Дима Никулин забывал практически каждую строчку))) Да и многие движения – тоже))) Огромное спасибо Саше, который четко вел «партию проводников». Но когда Виталя крикнул: «Типун вам на язык!» (к тому, что «поход налево вреден, а вот теперь терпи, когда…») – оба «проводника» не могли сдержать смех, в котором потонуло начало следующей строки («Не искал путей ты, чтоб попроще…»)
Виталя – красавец! Все слова помнил, импровизировал «впопад». И еще, обратите внимание: когда проводники изображали «нимб» и «крылышки» за его спиной, а после этого сразу начинался припев, и им нужно было вступать – они не успевали добежать до микрофонов. И Гасаев за них пропел первую строчку: «Помнишь, как шизгарил с дембелями…». Профессионалы! Такие моменты мне очень нравятся!
Вот только не пойму, почему оказалась заменена должность «отпускника». В самом первом варианте (еще до концерта в Барнауле) он был «специалистом Комитета по культуре и архивному делу». А потом стал «специалистом Комитета по делам культуры Государственной Думы». По-моему, первое – более правдоподобно. Ведь он – рядовой сибирский отпускник. Трудно поверить, что работник аппарата Госдумы покупал бы «стафилококк в бульоне у бабок на перроне». Ну, это только мое мнение)))
Зрители аплодировали от души! Не зря Ильф-Бакин сказал, выходя затем на сцену: «Смотри, народу понравилось! Хорошо мы с тобой пишем, Петров!»
«Родители сыновей-боксеров» Новый номер – вполне. Кстати, именно у Винса и Никулина всегда лучше всех получалось захватывать внимание зрителей и как бы закручивать его, сжимая, как пружину, а потом – резко отпускать))) Примерно так было в 96 году в номере про заочную автошколу. Завязка, кульминация – и развязка. Всё по законам жанра)))
Было, конечно, несколько скабрезных шуток, без которых можно бы обойтись. А с другой стороны – довольно трогательно прозвучало, когда в ответ на Петино: «Я вообще не пью» Дима сказал: «А, да, ты же еще в школе вообще не пил!». И зрители засмеялись, внутренне соглашаясь с тем, что в школе вообще-то еще никто не должен пить. То есть, соглашаясь с нормой, а не с реальностью.
А, ну, и еще, конечно, к месту оказалось: «Гусь – за Русь порвусь!» в адрес героя Бакина)))
После премьеры миниатюры Петр Петрович очень-очень вежливо попросил: «Дорогие друзья, пожалуйста, если кто-то снимал – не выкладывайте в сеть!..»
«В этом доме», Виталий Гасаев. «Голос нашей команды», как сказал Петр. И несколько раз повторил адрес, по которому на следующий день был назначен концерт: «Добролюбова, 16». А в конце – душевно подпел Витале.
«Разминка» Организовано было в этот раз достаточно грамотно. Понравилась раздача призов в духе, опять же, творений Ильфа и Петрова. Ну, и с приближающимся новым годом все это связали удачно!
Ну, дальше была
игра со зрителями и три рубля, заработанные авантюрой, а потом выброшенные в зрительный зал – чтобы вернуться!..
Финальная песня. Забавно прервали в первый раз, когда Саша уже открыл рот, чтобы запеть))) Объявили о спрятанных под стульями «сокровищах». Тоже неплохая идея!
Спели очень искренне, доверительно. Бакин так хорошо, по-человечески спрашивал то у одного, то у другого зрителя, почему он не улыбается… Да, кто бы догадался, что будет через несколько минут…
Цветов, как вы знаете, было много. Я свои тоже вручила. Но не с первого раза))) И даже не со второго, когда команда повторно вышла на сцену для фотосессии. Почему? Спросите что-нибудь полегче… Слава Богу, что был еще третий раз. А то пришлось бы так и идти с ними назад, в гостиницу)))
Концерт закончился. Но, как оказалось, – это было еще не всё. И Дмитрий Александрович Бакин, действительно, много потерял в моих глазах, когда, образно выражаясь, «впрягся» в разборку со зрительницей, с девушкой. Актер, так поступающий со своими зрителями в подобной ситуации всегда неправ, мужчина по отношению к женщине – неправ вдвойне. Надо же, я его только что назвала «актером года»… А по поводу того, что он там не выйдет на сцену, пока Лесю не выведут – это пустые угрозы, имхо. Но оттого еще неприятнее.
Есть незыблемое правило для публичного человека – артиста, политического лидера, преподавателя, кстати. Оно заключается в том, что, если ты пообещал что-то сделать, – это нужно сделать. Иначе твой авторитет упадет ниже плинтуса. А не можешь сделать – не сотрясай воздух громкими фразами. Ну, а по закону у них нет возможностей насильно выводить зрителей из зала. Впрочем, если бы они попытались это обещание выполнить - их авторитет упал бы еще ниже. Так что. они сами себя загнали в западню.
Вообще же эта борьба команды со своими же поклонниками просто поразительна. И, к сожалению, здорово подпортила впечатление от концерта. Одно дело – слышать или читать разговоры об этом. Совсем другое – видеть собственными глазами.
Но я бы жалела, если бы не съездила на концерт.
Спасибо.