Отправлено: 13.10.14 20:45. Заголовок: Концерт Виталия Гаса..
Концерт Виталия Гасаева 2 октября 2014 года, Клуб «Алиби», г. Москва (Взгляд из Барнаула и с Бирюзовой Катуни)
Виталя говорит, что, чем холоднее время года, тем Катунь бирюзовее… Да, пожалуй, так…
…Осень на Алтае. Осенний свет разливается над сплошь золотой березовой рощей в Сростках – любимой рощей Шукшина… С горы Пикет хорошо видна голубовато-зеленая лента реки… Здесь братья Заволокины когда-то услышали, как девушки поют грустные, но светлые деревенские страдания:
Где над Катунью, Катунью Калина гнётся, Милый со мною Надолго Ох, расстаётся.
Звездочка с неба Упала Да с голубого. Видно, не скоро Увижу Я дорогого.
Быстрая речка, Не бей ты Волною в берег! Сердце залётку Дождется, Сердечко верит.
Кружатся в речке Простые Слова признанья. Жаль, что на свете Любви нет Без расставанья…
…Осень в Москве. При выходе из метро налетает такой холодный и пронизывающий ветер, что в голове остается одна мысль: скорей бы дойти! Дойти и не выстудить душу, не растерять чувства, которые нёс с собой на этот концерт… «Так нет же! Всё будет хорошо!..»
Анекдот от Виталия Гасаева:
…Небольшой посёлочек или деревенька, где все друг друга знают. Женщин, как всегда, естественно, больше, мужиков – поменьше. Ну, образ жизни такой себе выбрали эти мужики… не только в той деревне, а вообще… знаете, не дотягивают многие…
И вот – вечер «Кому за тридцать», народ танцует, и тут деревенский ди-джей, – будем так его называть, – объявляет белый танец. Ну, все бабёнки сразу кинулись, всех мужиков разобрали… А один стоит в сторонке… (изображает смущение)
И тут одна женщина замешкалась – всё, никого нету!.. Смотрит – а это кто такой?.. Подходит к нему, говорит:
– Здравствуйте, мужчина, а вы, наверное, у нас в деревне в первый раз? – (смущенно глядя в пол и переминаясь с ноги на ногу) Да, вот, я приехал, тут жить у вас собираюсь… – Ну, пойдемте, потанцуем, белый танец диск-жокей объявил… Давайте потанцуем!.. – Да нет, вы знаете, я и танцевать-то как-то разучился… – А что такое? – Да я пятнадцать лет в тюрьме отсидел… – А за что пятнадцать лет-то дали? – Да я жену топором убил… – (с улыбкой делая нежный жест, не то объятия, не то приглашения на танец) Так вы ещё и не замужем!..
Мне кажется, только русская женщина вот так может отреагировать!
…Больше трёх месяцев у него не было сольных концертов. И этот выход на сцену – опять как в первый раз… «Нет, всё будет хорошо!»
…На сцене – красное пианино. На нем – стакан с водой. И полотенце в черно-белую клетку. И тетрадка, пропитанная элитным парфюмом «Шанель №5», – случайно, не специально)))
Что концерт – первый после долгого перерыва, было заметно. Волновался. В песнях неожиданно переиначивал слова так, как раньше не случалось. В разговорах между песнями голос дрожал чуть сильнее, чем всегда. Но постепенно энергия нарастала, нарастала, забирая без остатка и артиста, и зрителей.
«Жила-была песня». Посетители ресторана еще громко болтают, гремят посудой, и многие, видно, еще не поняли, зачем столько голоса, чтобы спеть про сказку, которая врет, про белые салазки и хрупкий лёд… И зачем этот полутемный зал вдруг «разрывает хрустальная трель»…
«Брату» Сказал, что песня «в стиле 70-х годов», поскольку аранжировщик – фанат «Deep Purple» и «Led Zeppelin». «Но под гитару она звучит просто как бардовская песня. Я мечтаю, что моему брату в Горном Алтае на сплаве кто-нибудь когда-нибудь поставит или споёт эту песню…»
А в это время в Горном Алтае – золотая осень. И на Катуни закрытие сезона рафтинга… И толпа сплавщиков проходит «за перекатом перекат». Как говорил герой Александра Федорова, агент турфирмы «Дуй на воды», «Вот вам Бог, а вот и порог!»)))
«Баня» («Грешная душа») Никогда, кажется, Виталя не запевал ее так сильно и чисто!.. «Вольным паром грудь растомилася…» (вместо «распалилася») – и расстегнул верхнюю пуговицу рубашки…
«Сторона моя ты Русь» Пропускал каждую ноту через себя, как электрический ток, и бросался, бросался в аккорды музыки!..
Слева от сцены сидела компания, прямо скажем, «левых» молодых людей, просто пришедших потусоваться в клуб и случайно попавших на концерт. Особенно выделялся один из них – худой, невысокий, в черной футболке с иностранной надписью (кажется, «Aerosmith»), в платке с бахромой вокруг шеи, в черной вязаной шапке, надвинутой на глаза, из-под которой выбивались длинные волосы. По своим студентам знаю: если человек в помещении не снимает шапку или капюшон – это значит, он под завязку набит комплексами и пытается неумело бросить вызов обществу.
Этот парень, вроде бы, слушал, полулежа на диване, но всё время как-то расторможено двигался – не мог найти, куда деть руки, куда закинуть ноги, то и дело зачем-то обращался к своим спутникам… Рискну предположить, что он просто не привык, чтобы при нем так открыто и громогласно заявляли о вечных ценностях, о Родине, о душе, и это его тревожило, беспокоило…
Виталя, утираясь черно-белым клетчатым полотенцем, вновь рассказал, что не удержался и прихватил это полотенце в гримёрке питерского клуба «Джаггер» – уж больно цвета знакомые… «30 сентября было 18 лет моей родной команде «Дети лейтенанта Шмидта». Я только в этом году узнал, что этот день – День святых великомучениц Веры, Надежды, Любви и их матери Софьи…»
«Колыбель». После песни вспомнил, как во время записи в студии в 2006 году звукорежиссер сказал ему, что мелодический рисунок местами напоминает популярную когда-то песню «Voyage Voyage» французской певицы Desireless. «И всё, меня как отрезало – я перестал исполнять эту песню на концертах!.. А много лет спустя мне всё-таки стали ее заказывать… И вот, каждый раз, когда пою… И ведь он красивый, этот момент, и слова такие грустные… А вот, «вояж, вояж» в голове – и всё тут!.. Ну, ладно, я вам это рассказал, выпустил из себя, как говорят психологи… Теперь мне будет проще…»
Лично я не думаю, что мелодии этих двух песен так уж похожи, по-моему – это больше самовнушение. А вот образ качающейся пустой колыбели, да еще над бездной – это, действительно, сильно…
«Одинокая птица». «Со следующей песней у меня только хорошие ассоциации, несмотря на то, что песня грустная… Правда, в городе Санкт-Петербурге один человек задал вопрос из зала: «А эта песня про самоубийство?». Я растерялся… Откуда?.. Что?.. Как?.. Там, наоборот, вся песня пропитана тем, что есть небольшая, но весна даже у вечной мерзлоты!..»
«Омут». На «Одинокой птице» выложился так, что в перерыве между песнями сказал «Чуть-чуть передохну, немножко расскажу о следующей песне…» В действительности, долгого рассказа не получилось: «Все, кто был на концертах, прекрасно знают, что в первый раз я ее услышал в Юрмале в 2006 году, когда «Уральские пельмени» пели ее в финале своего выступления. Потом я связался с авторами, попросил у них разрешения… Из двухминутной, чисто бардовской песни, я постарался сделать чуть-чуть побольше… Аранжировщику, Игорю Шацкому из города Воронежа я сказал: вставь зубы этой песне, чтобы она слушалась больше рок-н-роллльной, нежели бардовской… Вот, в принципе, всё и сказал, отдышался…»
Во время исполнения «Омута» тщедушный «рокер» в черной шапке вдруг встал, прислонился к колонне возле сцены и воззрился на певца. Все руки, насколько позволяли видеть рукава футболки, у него были татуированы и временами он непроизвольно взмахивал руками, будто играя на гитаре… Виталя заметил его и несколько раз задержал на нем взгляд… «Так мне жалко его стало!..» Забавно было, когда этот парень в какой-то момент попытался встать ровно и богатырски расправить плечи, подражая певцу. Но, видно, без опоры трудновато было стоять, и он опять откинулся на колонну…
«Красавица». К уже известным сведениям о том, что эту песню написал Михаил Марфин, Виталя добавил, что в 2001 году Марфин подошел к нему на банкете после игры на Суперкубок «с Армянскими пельменями… ой, то есть с Новыми армянами и Уральскими пельменями…», сказал, что хочет подарить ему песню и начал ее напевать на ушко. Но поскольку расслышать что-либо на банкете было проблематично, Виталя попросил: «Миш, я из этой песни хит сделаю, можно?.. Ты только мне ее как-нибудь… на чём-нибудь…». И Михаил прислал кассету, на которой эта песня была записана с ребятами из команды КВН ХАИ.
Перед следующей песней, «чтобы немножко набраться энергии», рассказал тот самый анекдот, который я вынесла в начало этого отчета. Этот анекдот он услышал на недавнем корпоративе в Черногории от братьев Радченко (кто не знает – это вокальный дуэт братьев-близнецов, довольно популярный в 90-е годы, поющий в стиле «русский шансон»). Виталя сказал, что в последнее время всё больше анекдотов в интернете, и очень редко бывает, чтобы человек рассказал анекдот человеку…
«В чистом поле дожди косые». «Ну, вот и тетрадка вступает в дело», – сказал, как о старом друге. Снова вспомнил, что несколько лет назад после концерта в питерском заведении «Книги и кофе» Анастасия Мурзич предложила ему выбрать для записи какую-нибудь песню Башлачёва, потому что готовится такой… «Как это правильно называется? Релиз?.. Нет?.. Трибьют!.. Вот видите… Одно слово – Сибирь…». «Я сказал: тут и выбирать-то нечего, потому что с 92 года, когда я услышал в первый раз эту песню, я влюбился в нее, с ума от нее схожу…» Но там пятнадцать куплетов, и, чтобы их держать в голове, надо исполнять песню хотя бы раз в месяц…
Увлёкся и, не посмотрев вовремя в тетрадку, снова в двух местах спел про Россию: «А куда же я без нея?», а не «А куда ж она без меня?». Ну, я уже говорила: в этом он весь, он так думает, чувствует так!.. И не надо ему ни щита, ни копья…
Кланяясь во время аплодисментов, он вдруг как-то замер… сжался внутренне… Взял стакан с водой с пианино, пошутил: «Это же водка, да?..» Сделал глоток… Глубоко выдохнул… И заговорил без микрофона: «Ну, еще раз тетрадку достану…»
«Любовь моя первая» «Песня написана двумя барнаульскими авторами, Евгением Гутчиным и Светланой Кузнецовой…» Снова тяжело вздохнул… «Кто-то сказал, что стихи должны содержать как можно больше прилагательных, они тогда звучат красиво… В этой песне почти одни прилагательные…» Из зала несколько раз крикнули: «Микрофон возьми!» Виталя: «Да я просто, чтобы народ чуть-чуть отдохнул, а то громко…» На самом деле, он никак не мог прийти в себя после песни Башлачева. Ни связки, ни сердце никак не становились на место…
Но взял себя в руки. «Вы знаете, в жизни многое забывается, что-то в памяти остывает… Но, действительно, первая любовь не забывается никогда…»
…И снова негромко сказал после песни: «Может быть, еще какие-то вопросы будут?..» Попросили спеть что-то акапельно. «Хорошо, я правда чуть-чуть сейчас… после Башлачева связки что-то…».
«Метро». Спросили, будет ли песня про метро. «А давайте сейчас как раз про метро и споем!» Известно, что эта песня – одна из немногих в его репертуаре, где сравнительно меньше напрягается горло… Сказал, что исполняет ее довольно редко, так как странно петь в других городах, что лучшие девушки ездят в московском метро…
«Может быть, есть еще какие-то пожелания?..» Когда попросили спеть «Варю» – посетовал, что не может в концертах петь те песни, которые написаны Александром Николаевичем Церпятой… «Я часто говорю: бывает, живут, живут люди, детей понарожают, а потом разбегаются и не разрешают друг другу видеть их общие творения… Вот здесь тот самый случай…»
Сказал, что хотел исполнить премьеру песни, но, к сожалению, в последний момент забыл попросить, чтобы принесли гитару. Трогательно убрал с крышки пианино свои полотенце и тетрадку, спросил: «Здесь вот есть рояль… то есть, фортепиано… Может, кто-нибудь умеет играть?» Но оказалось, что, если нужно – могут раздобыть гитару.
«Бирюзовая Катунь» Вот тут – наконец, снова поймал кураж, забыл обо всех проблемах со связками! С увлечением стал рассказывать про «чудное место под названием Манжерок», про песню Эдиты Пьехи, про то, почему Катунь бирюзовая, как она шумит и плещет…
В это время двое мужчин деловито устанавливали ему микрофон, подключали гитару… Как оказалось, один из них – автор и исполнитель, у которого как раз сейчас шел концерт в этом же клубе, в соседнем помещении. Он великодушно одолжил свою гитару.
Виталя сел, провел рукой по струнам, прислушался: «Звучит как красиво!..» Рассказал, что не смог быть с командой в Манжероке все дни, пока придумывалась новая программа, и пообещал, что напишет две песни. «Не знаю, почему – но я в это верил!..»
Как оказалось, авторская задумка записи песни состояла в том, чтобы вначале звучал храп, потом из этого храпа вырастала песня Пьехи «Расскажи ты мне, дружок, / Что такое Манжерок…», а потом уже начиналась песня «Бирюзовая Катунь». «Храп я тоже записал, Димку Бакина. Он у нас храпит знатно! Громче – только я, но я сам себя записать не могу…» Три дня Виталя «охотился» на Дмитрия, потому что тот, когда к нему подходили с диктофоном, как чуял – начинал храпеть тише)))
«Бирюзовая Катунь» была исполнена в этакой цыганско-приблатненой манере, сильно напоминающей Атаманшу из мультфильма «Бременские музыканты». Спел шикарно! В конце – резко перешел на рок: «А теперь все вместе!.. А теперь – вы!» Зал поддержал! А хозяин гитары невозмутимо смотрел, как по его инструменту стучат, отбивая ритм…)))
«Жеребенок» «Ну, раз появилась гитара – давайте что-нибудь еще под гитару спою?.. Жеребенок?..» Взял пару аккордов… Вздохнул, тряхнул головой: «Ох, господи… Бирюзовая Катунь… Подождите… Что там?..»
Заболело сердце у меня Среди поля чистого…
Голос окреп, и ищет вырваться на простор, и тесно ему в этом зале, «и в веселую ночь, и задумчивым днём…»
Когда отзвучали аплодисменты, гитару попросили вернуть хозяину (его звали Михаил), чтобы тот мог завершить свой концерт. Виталя смущенно и сердечно поблагодарил за инструмент и восхитился, как стойко Михаил перенес манипуляции с его гитарой…
Дальше – в тему, снова была история про подземный переход в Екатеринбурге. История под кодовым названием «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» «Как Виталя сломал гитару и рубаху подарил»))) Расцвеченная новыми подробностями. Например, о том, какими глазами парень в переходе смотрел на Гасаева, когда тот взял у него гитару и стал петь. «Он стоит и так смотрит на меня – всё равно, как если бы мимо меня Кинчев проходил, и остановился бы, и начал для меня и для всех петь: «Красное на черном!..» – я бы так же смотрел!»
«Нараспашку» «Давайте тогда сразу вдогонку вторую песню…» Он имел в виду – вторую, написанную этим летом в Манжероке, как и «Бирюзовая Катунь». «Там родилась мелодия и припев. И уже второй раз, когда мы поехали на Манжерок, я предложил: ребята, а давайте напишем гимн команды! Ну, может быть, «гимн» – звучит так пафосно… И каждый из команды что-то написал – по строчке, по слову… И получилось действительно командное творчество…»
…А у нас без дураков, Как у всех сибиряков…
Эти строчки явно отсылают к знаменитой финальной песне финальной игры Высшей Лиги КВН 98 года – «Еще не вечер»:
А у нас без дураков Силушки-то ого-го…
Вот и спел он этот гимн впервые на сольном концерте. Вот и спел… И пусть пару раз слова перепутал – спел с такой верой, которая горами движет!..
…Тут я должна прерваться. Ведь не было меня там. А если и была – то виртуально) Знаю, что дальше в концерте были еще песни «мною любимого автора Виталия Гасаева» – «Маргарита», «В этом доме», «Артист» и «Сибирский характер». «Сибирским характером», собственно, всё и заканчивалось. Если в сети появится их видео – добавлю в отчёт…
Кружатся в речке Простые Слова признанья. Жаль, что на свете Любви нет Без расставанья…
Долго думала: отредактировать этот момент или нет?))) Но решила - из песни слова не выкинешь!
правильно сделала)) Marina пишет:
цитата:
Признаться, я и сама уже не верю, что меня там не было...)))
впечатление полное. Ты кошелёк проверь, там точно всё на месте?))) Марин, а если честно я уже сама жду, когда всем части появятся, а они есть, это точно, чтоб почитать тебя дальше
Юля
moderator
Сообщение: 5846
Настроение: И жить хорошо, и жизнь хороша!
Зарегистрирован: 06.02.13
Откуда: землячка поручика Ржевского
Репутация:
4
Награды:
Отправлено: 14.10.14 09:04. Заголовок: Marina пишет: если ..
Marina пишет:
цитата:
если и была – то виртуально
вернее сказать - душой Марин, твои тексты - как Виталины песни, стоит только начать читать и уже не оторваться - завораживают
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет