|
Отправлено: 23.02.13 19:41. Заголовок: Жизнь моя в последне..
Жизнь моя в последнее время бьет ключом и, как говорится, все по голове. Писать (да и вообще существовать) катастрофически нет времени. Я смотрю, не у меня одной из участников форума сверхзанятость. Но сегодня, 23 февраля, я волевым усилием все отстраняю и сажусь, как выражался мой любимый поэт, «бренчать на лире». Надеюсь, и вас это развлечет ))) Итак, ДК Котельщиков в Барнауле, 16 марта 1996 года. Я – как штык, в зале! На сцене – мой любимый театр. Как потом оказалось, два моих любимых театра. Только второй из них тогда еще любимым не был. Да и видела я «Люкс» до этого концерта живьем всего один раз, на фестивале театров эстрадных миниатюр городов Сибири, несколькими месяцами раньше. Помню и фестивальный концерт – большой, из двух отделений! «Калейдоскоп», на мой взгляд, был на порядок выше всех, и я слегка досадовала, что остальные театры отнимают значительную часть времени. ))) Хотя кое-что заслуживало внимания. Например, Максим Аксенов из омского театра «Крыша» играл очень неплохо))) Но когда на сцене появился «Люкс», я поймала себя на мысли, что смотрю, не отрываясь, затаив дыхание и забыв, где я и кто я. Это были Актеры. Мастера. (При том, что, по свидетельству Аленки Никулиной, «мастера» накануне очень хорошо погуляли. Но я тогда не заметила их неоптимальной формы) В антракте Аленка, по своему обыкновению, обежала всех знакомых в зале. И всем говорила: «Посмотрите вот на него, того, который играет главного-преглавного разведчика! Он самый лучший!!!» Имелась в виду люксовская миниатюра «Экзамен в секретном институте» (она есть на ютубе), а главного-преглавного разведчика играл Гриша. Так я впервые увидела этого человека-эпоху для ДЛШ ))) А спустя недолгое время я оказалась свидетелем начавшегося сотрудничества двух великолепных сибирских театров. Они должны были сойтись. Это была судьба… Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... И вот – их первый полноценный совместный концерт. Они еще не помнили твердо имен друг друга, еще не все и не всегда запросто друг с другом разговаривали, порой держались натянуто. Теперь, с высоты прожитых лет, покоренных вершин, сбывшихся и несбывшихся надежд, этот концерт и их тогдашние взаимоотношения воспринимаются особенно трепетно. В целом, впечатления от концерта у меня остались самые благоприятные. Жаль, конечно, что в нем было маловато фирменных калейдоскоповских музыкальных номеров. Но, как я уже писала, очевидно, калейдоскоповцы повели себя как гостеприимные хозяева и дали блеснуть гостям, сами не лезли на первый план. Итак… Детский утренник на тему «Следствие ведут Знатоки». Скажу сразу: одноименный советский сериал – один из моих любимых. Все фильмы про «знатоков» 70-х – 80-х годов знаю наизусть. Как и «Место встречи…». Но «Место встречи…» «Калейдоскоп» сумел талантливо обыграть в соответствующих номерах, сохранив неповторимый колорит фильма, – было использовано множество цитат из него, мизансцен, особенностей внешности и характеров персонажей. А вот «Следствие ведут знатоки», к сожалению, так же вдумчиво обыгран не был. Его просто взяли в качестве формы и наполнили своим, калейдоскоповским содержанием. Впрочем, тоже талантливо ))) Поскольку начало записи обрезано, снова поясню. Если помните, героев советского сериала "Следствие ведут Знатоки" зовут Пал Палыч Знаменский, Шурик Томин и Зиночка Кибрит. Соответственно, героев этой миниатюры, которых Петя представляет в начале, зовут Пал Секамыч Знаменский (Полетаев), Шурик Двухтомин (Альберт) и Зиночка Киборг (Инесса). Ну, а дальше Петя излагает заявление потерпевшей Маши о происшествии, которое им предстоит расследовать. ))) Петя, кстати, тогда только начал регулярно выступать в составе «Калейдоскопа». И сразу стало понятно, какой это профессионал, и какая находка для театра!.. Прямых цитат из фильма здесь, как я уже сказала, нет. Зато есть куча афоризмов собственного сочинения, например: - Даже мурашки побежали по фуражке! - Интересно, откуда на месте преступления нефть? - Губная помада со следами губной помады! - Я думаю, что преступник выпрыгнул в окно! - Почему ты так думаешь?.. Почему он так думает?.. - А вон он, до сих пор там лежит, весь в слезах и в губной помаде! - Допустим, преступник – я. Приметы такие: «Высокий, прямой. Нос длинный, прямой. Волосы прямые. Зачесанные на прямой пробор. Взгляд серый, прямой. На правой руке не хватает золотого перстня с бриллиантом. На преступнике надета милицейская поношенная форма. Но он вооружен и очень прекрасен!» (Замечу: полный портрет Полетаева! Ни убавить, ни прибавить! Разве что усы не упомянуты…) Но мое самое любимое, конечно: - А еще я: а) Атомную электростанцию взорву! б) Белоярскую атомную электростанцию взорву!! в) Взорву Белоярскую атомную электростанцию!!! и э) Электростанцию взорву!!!! Вот какой я кровожадный и деструктивный!.. И тут же: «А вообще-то, ребята, я добрый!». Верится безоговорочно! Ах, какой обаятельный злодей на утреннике получился из Витали! Как непосредственно он предлагает ребятам выучить хором неприличное слово! И как тут же искренне смущается, услышав многозначительное покашливание положительных героев! И как по-советски перевоспитывается в конце! Ну, а поет-то как! Песенку «блатную, но не матерщинную, на школьную тему». «Мурка», говорите? Ладно, пусть будет «Мурка»! К тексту, явно, сам руку приложил! Я здесь хочу сказать вот о чем. Крайне трудно актеру сыграть песню «в образе», от начала и до конца удерживая на себе внимание зала, без всяких подтанцовок и прочих отвлекающих факторов. Из номеров «Калейдоскопа» в этой связи вспоминается разве что «Ария Мюллера». Я считаю, что Витале в такой ситуации труднее, чем Саше. Потому что, хотя он и привычен к сольным выступлениям, как певец, но гораздо менее в себе уверен, как актер. И в данном случае Виталя играет «на все сто», каждым взглядом, жестом, поворотом головы. Каждой интонацией голоса, который, как всегда, слишком хорош для подобных песен! «И пока Ворона путалась в сольфеджах…» – думаю, выстраданная строчка!.. ))) Аплодисментов здесь, конечно, меньше, чем нам всем бы хотелось. ))) Но это, видимо, потому, что номер исполнялся впервые. Вначале зрители с энтузиазмом встретили заявление: «А пока я вам, ребята, песенку спою…». И захлопали в такт. Но скоро перестали, чтобы расслышать слова. А в конце тоже похлопали – но действие-то продолжалось, долгий перерыв на овацию был не предусмотрен! Но зато мы аплодируем сейчас, «через годы, через расстояния»! Я, во всяком случае, – точно! «Богатыри». Вот он, изначальный номер про богатырей, предшественник номера ДЛШ в составе: Гуливицкий – Никулин – Малыгин. И актерский состав, и текст впоследствии почти полностью изменились. Но мне нравятся оба варианта. Правда, тогда у меня вызвала недоумение главная тема этой миниатюры. Такая настойчивая и повальная алкоголизация всех героев русских былин и сказок, включая самих Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича, а также упомянутых в тексте Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча (Горилыча), Соловья-Разбойника, Ивана-дурака и других, казалась слегка искусственной и не очень органичной. Со временем я перестала это замечать ))) Каждый из богатырей по-своему хорош! Особенно Бакин, который уже тогда начал «окать», не всегда правильно, но душевно! Продолжает и до сих пор. «Поэт-почвенник»! «Всхлип-парад шедевров попрошайнического творчества». Этот номер я тогда видела единственный и неповторимый раз. «Калейдоскоп» не включал его в постоянную программу. Но вообще в истории театра было довольно много подобных номеров, состоящих из чередующихся маленьких диалогов, анекдотов, «шуток на минутку» – что-то вроде разминки для них. Тема попрошайничества тогда была злободневной, попрошайки в городах появились еще сравнительно недавно и, на самом деле, как могли, изощрялись в своем «творчестве». Перед нашим народом, отвыкшим от подобного за советский период, вдруг открылся прямо знаменитый «Двор Чудес», описанный Виктором Гюго в «Соборе Парижской Богоматери», – только на русский лад. В этом номере меня особенно привлекают два нюанса: 1) Неподражаемая интонация Деулина: «Люди добрые, помогите!» 2) Внешность Федорова, когда он рассказывает про похищенные у него жалобные тексты. Мне он в этом эпизоде именно внешне нравится больше, чем в любых других видеозаписях «Калейдоскопа». Очень четко помню, как он тогда, идя к микрофону, рассерженно «лупил» по тонкому развевающемуся занавесу…)) «Дядя Ваня с тетей Феней». Блеск!!! Поющий Бакин в русской рубашке похож на русского шансонье из какого-нибудь парижского ресторана для сбежавших от революции эмигрантов «Плакучая Ива». Малыгин тоже в русской рубашке, явно снятой с Федорова (из номера «Ситуэйшн»), которая все-таки Грише велика. Гуливицкий в платье Деулина (Курвочки Рябы из номера «Фирменное блюдо»). Пантомима суперталантливо сыграна и вся выдержана в стиле кукольного театра. Точнее, русского ярмарочного балагана с Петрушкой. Жанр, между прочим, непростой и специфический. Так что они – молодцы! Оператора можно уже начать убивать ))) Разглядеть удается не все. Меня особенно интересует вопрос: кто из артистов «Калейдоскопа» просидел весь номер за ширмой в этих несгораемых «скафандрах» пожарников, чтобы в конце выскочить на несколько секунд в качестве дублеров главных героев? Детектив «Про заек». Вот «не катит» мне эта вещь «Калейдоскопа», ну что тут поделаешь! Я видела ее живьем много, много раз! На «Юморине-96» она было одним из «гвоздей» программы. Но мне приходилось ее буквально «пережидать». К тому же, Гасаева тут нет. Краткий выход в образе собаки Жучки – не в счет. Есть отдельные очень удачные находки в игре Никулина, Федорова, Деулина, Винса, какие-то смешные «фишки». Но в целом, юмор – не мой. Кстати, из той же серии, что и ДЛШовское «Возвращение вдохновения писателю Караваеву». Человека хотят всеми возможными способами засадить в тюрьму, вокруг него разыгрывается настоящая драма абсурда в стиле Кафки, и это должно быть смешно? Не знаю… мое чувство юмора почему-то отключается напрочь. «Самолет». Как же я люблю номера с множеством мелких и мельчайших деталей, отыгранных настолько филигранно, что каждый раз, пересматривая, находишь новые и новые! Интересно передано переключение радиочастот, попискивание «морзянки» и шорох в наушниках. Еще очень тонкая работа – вступать одновременно, не глядя друг на друга: «Двадцать девятый!..» и «Земля, земля!». Классно придуманы сначала страдания по поводу того, что «Спартак» проиграл, а потом: «Да хрен с ним, со «Спартаком»! У меня на борту террорист!». Есть, конечно, и отсылки к фильму «Экипаж» – не выпускающиеся шасси и дребезжащий, а потом отвалившийся хвост. А как неожиданно глубоко в самом конце осмысливается, казалось бы, тривиальное обращение летчика к авиадиспетчеру: «Земля!». Прямо-таки философский уровень! И еще в конце… Вот тут я в очередной раз не могу удержаться, чтобы не перейти от юмора к лирике. Один из моих любимых зарубежных писателей, автор «Маленького Принца» Антуан де Сент-Экзюпери, служил, как известно, военным летчиком во Второй мировой войне. Он безрассудно рвался и рвался в небо, хотя был недостаточно внимателен для этой профессии. Потерпел множество аварий, чудом много раз оставался в живых. И наконец, в 44 году его самолет был сбит пилотом «Люфтваффе» над Средиземным морем. Существует красивая легенда о том, что в последний момент Экзюпери направил уже подбитый самолет вверх, в небо. И вот это: «Дальше не могу, только выше!..» Гриша мне всегда напоминал Маленького Принца, вечно удивляющегося тому, какой странный народ эти взрослые. А еще – Питера Пэна, мальчика, который не желал взрослеть и потому умел летать. Ведь «только непонимающие и бессердечные умеют летать». И розыгрыши его, о которых ребята вспоминали в недавнем омском интервью – шутки мальчишки-подростка. И детская ревность и обидчивость. И клей, пролитый на новую рубашку. И еще много, много чего… Как его назвал Дима Никулин, узнав о его смерти? «Светлячок маленький»… «Одесские куплеты». Сама по себе блатная криминальная тематика меня не очень увлекает. Но номер классный и остроумный! Еще одна грань калейдоскоповского юмора, и в то же время, умение по-своему подать фрагменты, казалось бы, известных песен. Еще раз напишу, что моей (тогда маленькой) сестренке особенно нравились строчки: «Мы вам фокусы устроим / Без ключа замок откроем», «Я б вам советовал, как говорят поэты, / Беречь на память о себе свои портреты» и «Кавалеры приглашают дамов». Виталя в этом номере блистает! Во-первых, у него здесь просто шикарный, непонятно откуда взявшийся одесский выговор, который, как выяснилось, оценили и сами одесситы! Во-вторых, мы уже обсудили, что в танцах он, как всегда, работает наотмашь – а это вызывает уважение. Правда, резинка с волос свалилась из-за слишком резких движений, и пришлось ее перевязывать прямо по ходу танца… Спортсменам в таких случаях начисляют штрафные очки, если что-то не в порядке с инвентарем. ))) Но поклонники-то всегда сочувствуют и любят еще больше! А оператора здесь надо бы добить окончательно, как он «добил» этот номер! «Милицейские хроники» («Деревенский детектив») И опять – у меня только превосходные эпитеты! Каждый из актеров настолько мастерски ведет свою «партию», что это захватывает сразу и безоговорочно! Особенно хорош Андрей, играющий бабушку (эх, до сих пор не знаю его фамилии!). Хочется следить и следить за их диалогом с сержантом (Малыгиным). Но тут появляется подполковник (Бакин), в голосе которого, и правда, уже слышатся ельцинские нотки, и действие становится еще более фееричным. А когда в него включается еще и генерал (Гуливицкий), «только что с похорон, поэтому навеселе», наступает кульминация! Такое ошеломляющее впечатление на зрителя, которое, к тому же, усиливается на протяжении всего номера – это высший пилотаж! Повторю еще одно замечание из своих предыдущих комментариев. Вы заметили, что вой сирены и выкрики: «Синий!», «Красный!», изображающие мигалку на милицейской машине, были использованы в недавней миниатюре «Калейдоскопа» и ДЛШ про пьяных «ментов», которых играли в одном случае Федоров и Винс, в другом – Федоров и Бакин? Вот какая давняя история у этой, казалось бы, мелочи! Тогда, в 96 году, я просто обалдела: надо же так придумать! Гениально! Опера «Глеб Жеглов». И я в очередной раз чувствую себя счастливой, оттого, что могу это видеть и слышать! Почетную роль конвоира Макара Трезвяка здесь в последний раз исполняет Анатолий Кузнецов, впоследствии она прочно перейдет к Винсу. Саша Федоров (Копченый) забавно подобрал что-то с пола, когда «преступников» уводили со сцены, пытаясь при этом не выпасть из образа. Да, кстати, «заслуженного тенора» тогда чаще всего именовали Сермяжный-Правденко. А что, хорошая фамилия))) Смотришь на худенького паренька в простенькой черной водолазке и думаешь: это он поет? Быть того не может! Голос рекой льется! Как спел «Браво, Копченый, браво-брависсимо!..»! Сложнейшие, между прочим, голосовые модуляции! Он, между прочим, не профессионал. А спел изящно, будто это ему ничего не стоит! Аплодисменты зала заслуженные. Браво! Брависсимо! Ну, а верхняя нотка («Да, сидят!..») – это моя боль ))) Каждый раз – лотерея: попадет – не попадет. В этот раз не попал. Эх, научил бы его кто-нибудь!.. С его голосом это не составит труда. И еще. Он очень любит фильм «Место встречи изменить нельзя». Он его прекрасно знает. Это видно в каждом мгновении номера. Виталя играет Жеглова и одновременно – Высоцкого, играющего Жеглова. Кто смотрел фильм, обратите внимание: Виталя постоянно делает характерный жест Жеглова – резкое движение вниз правой рукой с вытянутым указательным пальцем. Причем Высоцкий-то делал это движение только в роли Жеглова, а у Витали, кажется, оно слилось и с образом Высоцкого. Посмотрите видео Леси от 27 января сего года, с юбилейного концерта памяти Высоцкого. В конце «Коней привередливых» певец делает «жегловский» жест. Еще цитаты из фильма. Жеглов одергивает подол платья Маньки Облигации. Еще, когда Кирпич говорит: «А на малину идти туда!», Жеглов вынимает из кармана воображаемую записную книжку, заглядывает в нее и кивает. В фильме он спрашивает Кирпича: «Ну, какой у тебя адрес?». Тот отвечает: «Какой и у тебя. 6-й проезд, 10». А на самом деле у Жеглова в книжке никакого адреса нет, он просто мастерски «разводит» Кирпича. Виталя и сейчас никогда не забывает в этом номере «заглянуть в записную книжечку». В тексте оперы тоже воспроизводятся некоторые фразы из фильма, например: «Угостите даму спичкой, гражданин начальник!», «Откуда у тебя браслет? Ведь это – главная зацепка!», «Просто люблю я шары покатать, а что?», «Нет у вас методов против Сапрыкина!». И знаменитое жегловское: «Я сказал!». Отрывок из поп-гоп оперы «Горбатого малина исправит». Ну, мое отношение вы знаете. Федорову и Деулину – верю. Гасаеву – не верю. Но люблю. И поэтому отдаю должное тому, как он делает «зверское» лицо, которое, правда, трудно держать весь номер. И как он хрипит и «гнет пальцы». А уж его движения в то время, как Федоров поет свое «Камон эврибад»… как бы это выразиться… ну, в общем, не оставляют равнодушной. Кстати, в этом же куплете Федорова есть слова «серые глаза». Так вот, эти глаза, видимо, под настроение исполнителя, в разных выступлениях становились то «серыми», то «черными», то «карими», то «синими» – благо, многое под размер стиха подходит.))) «Полицидеи» И снова – гениальная клоунада! И снова – особенно хороши Федоров и Никулин. Как Дима упивается, предвкушая бурную реакцию зала и, затягивая паузу, долго не вскакивает на стул, после чего должна пойти музыкальная фонограмма!.. А оператор в последних двух номерах опять начинает маяться дурью… Очевидно, все по той же причине, – потому что концерт состоял из выступлений двух театров, – он не завершается песней, как принято в «Калейдоскопе». Люксовцы к этому не привыкли и не знали бы, что под песню делать. Таким образом, в финале все немного бестолково потоптались на сцене, поаплодировали друг другу и быстренько удалились. Но мне понравилось, конечно, что сначала Петя объявил гостей – «Люкс», те вышли вчетвером, а потом их со всех сторон окружил «Калейдоскоп». Этот момент смотрелся достойно! Спасибо! И, как всегда, спасибо всем, кто это посмотрел и еще посмотрит!
|