Концерт команды «Дети лейтенанта Шмидта»
26 октября 2014 г,
Молодежный театр Алтая, г. Барнаул.
Пойми, я по профессии Артист.
Я комик. Говорят, я неказист.
Я то зелёный леший, то старик.
Меняют облик маска и парик.
Спектакли, переезды, города,
Комедии сливаются в года.
Зачем тебе моя печаль и боль?
Опять гастроли и немая роль…
"– Театр! Боже мой, как я люблю этот шорох пыльных портьер, отблески софитов, запах опилок!..
– Это цирк."
(ДЛШ. Полуфинал Высшей Лиги 1998 года, домашнее задание «Таланты и поклонники»)
Новый, «с иголочки» отремонтированный театр принимает «Детей лейтенанта Шмидта». Портьеры не пыльные, пахнет, не знаю, опилками – не опилками, но какой-то новизной. И зритель – другой. Как сказал Петр Винс, «Мы чувствуем его дыхание»…
За несколько минут до начала концерта в зале то тут, то там вдруг послышались дикие вопли, которые заставляли вздрагивать и озираться уже собравшихся зрителей. Это Алла и Альберт изображали потерявшихся в аэропорту туристов. Потом, когда свет погас, прожектора выхватили их из темноты, и они начали протискиваться друг к другу с разных концов зала между первым и вторым рядами. Алла – с игрушечным котом в руках, Альберт – с двумя чемоданами.
Меня эта задумка не зацепила. Как не зацепила и музыка из фильма «Осенний марафон», и зазвучавшее следом за ней стихотворение «С путевкою не расслабляйтесь» – парафраз на «С любимыми не расставайтесь» из «Иронии судьбы». Стихи читали два голоса – мужской и женский. Мужской голос принадлежал Винсу. Если кто опознал женский – скажите.
Возможно, меня пока мало интересовало действо, так как мне не очень близка тематика туризма вообще и банкротства туристических фирм в частности. Но, судя по репликам сидящих вокруг меня зрителей, многие узнавали в «горе-туристах» себя. Так что, ДЛШ угадали с темой.
«Пресс-конференция» исполняющего обязанности генерального директора турагентства «Дуй на воды» Натана Григорьевича Гаринсона (с кого списаны фамилия, имя и отчество – понятно) ) прошла бодро. На этот раз в ней участвовала Алла. Как и в последующем танце, хотя и не солировала.
Танец с сольными выходами каждого. В «Собаке» этот танец меня не просто впечатлил – но дошёл до сердца, до печёнок и до всего остального))) Думала: на большой сцене это будет ещё круче. Но нет. Слишком далеко. И энергия как-то потерялась. Некоторый импульс долетел только от Петра. Ну, он старался))) Хотя насчет его движений «кормой» и того, кому они больше приличествуют – я согласна с Аленой)))
«Ной» Новый номер. Действующие лица и исполнители:
Ной, строитель ковчега, берущий в путь «каждой твари по паре» – Александр Федоров.
Юнга, размещающий животных по каютам – Альберт Штребель.
Аист, приносящий детей «на пару» с капустой – Дмитрий Никулин.
Бараны, которых не берут на ковчег и оставляют смотреть на новые ворота – Виталий Гасаев, Дмитрий Бакин.
Грациозная лань – Алла Федорова.
Менее грациозная лань, идущая «прицепом» к первой – Дмитрий Никулин.
«Животное из дьюти фри» (т.е., пьяный турист) – Петр Винс.
Пингвин, объясняющий, что он не рыба, а птица, так как у него… (далее шутка ниже пояса и вывод, что, в таком случае, здесь ползала – птицы) – Дмитрий Никулин.
Арарат, у которого Ной планирует остановиться – Дмитрий Бакин.
В конце все становятся русскими туристами, и их проводит на борт Винс («Животное из дьюти фри»).
«Туристы-экстремалы». Фёдоров молниеносно скинул за кулисами белую бороду Ноя и появился уже в образе директора «Дуй на воды».
Я заметила, что в большом рюкзаке, набитом «деньгами», который «туристы» (Бакин и Гасаев) принесли в агентство, сверху действительно лежало что-то похожее на пачку денег, а сверху этой пачки – пятитысячная купюра. Усилили эффект правдоподобия)))
По сравнению с «Собакой» – изменили концовку. Там рюкзак с деньгами оставался агенту, и он уходил с ним, напевая «Мы – турфирма «дуй на воды» / Рады мы любым уродам!». Теперь же туристы уходят ещё копить деньги, но свой рюкзак уносят с собой. Это более логично.
«Нравоучительная сказка» Е. Шестакова. Наконец-то, семнадцать лет спустя, снова исполненная Альбертом! Текст, может, и не бог весть какой, но Альберт, как настоящий мастер, выжал из него всё, что можно.
«Мышонок». С Деулиным номер был куда органичнее, имхо. Понимаете, гротеск – штука тонкая… Несколько сантиметров в высоту, несколько – в ширину (разница между Деулиным и Бакиным), – и вот уже гротеск пропадает, а с ним и самая «соль» номера…
Кроме того, Бакин слишком усложняет «актерскую сверхзадачу». Он в этой роли напоминает злого Мышиного Короля из «Щелкунчика». А тут нужно играть просто великовозрастного дебила, терроризирующего «отцов».
Мышиные «зубы-резцы» во рту Бакина (так и не пойму, из чего они сделаны) – на мой взгляд, тоже лишние.
«Сеанс виртуального туризма» и песня «Мимо хат, мимо сёл», Александр Федоров. Так значит, это – старая калейдоскоповская песня? На концерте я думала, что новая. Видимо, из той эпохи «Калейдоскопа», которую я пропустила.
Через много лет после песни «Космическая Ассоль», для меня повторилась ситуация, когда одни кумиры пародируют других. «Калейдоскоп» пародирует «Modern Talking». Хотя по тембру голоса к Томасу Андерсу, безусловно, ближе Виталий Гасаев, Александр, в данном случае, подражал современной манере исполнения Томаса. Мне – вполне «зашло». И местами в тексте – очень удачный юмор, в стиле «Калейдоскопа».
Алла Федорова. Монолог про фотографа и про встречу в поезде (подводка к следующему номеру). Сам монолог – ничего особенного, но мне понравилось, как Алла выглядела. Полная противоположность «бабке-уборщице» из «Собаки»! Тот образ я раскритиковала в прошлом своём отчете. А на протяжении этого концерта Алла продемонстрировала несколько очень удачных нарядов).
«Вагонные споры». Петр Винс и Дмитрий Никулин. Мужлан-лесоруб и интеллигент-скрипач.
Опять же, в сравнении с новосибирским концертом – кардинально изменили концовку. Там в споре «побеждал» лесоруб, здесь – скрипач. Миниатюра от этого выиграла, имхо. Хотя она и раньше была неплохой. Особенно – актерская игра Димы Никулина. Кому как, а мне он очень интересен в амплуа интеллигента.
Удачная связка между номерами – лесоруб «отключается», уткнувшись лицом в стол. Тем временем к нему за стол подсаживаются двое, и, немного посмотрев телевизор и посидев в задумчивости, затягивают русскую песню…
«Дума окаянная». Конечно, законы, о которых упомянуто в песне, – отнюдь не самые дурацкие. Более того, конкретно в этих законах даже есть какой-то резон… Но для меня важна сама идея.
Как политолог – я приветствую, что подняли тему бессмысленности, бестолковости и беспощадности современного политического процесса. Как русскому человеку – мне импонирует настоящий народный взгляд на все эти псевдодемократические институты. Среди политиков чересчур много прохиндеев. Умудряются говорить-говорить – и ничего не сказать, изображать активность – и ничего не делать. Не несут никакой ответственности, но получают нехилые блага.
И правда, каждый раз ждешь: «А может, братцы, всё-таки?..» Нет, кого ни выбирай, «всё начнется сызнова»!..
Так что песня сделана талантливо. И замена Бакина на Фёдорова тоже пошла на пользу. Ну, спеться надо ещё самую малость)))
Наконец-то голос Виталия Гасаева взмыл под своды Молодежного театра Алтая! Вот дал же Бог человеку голос!.. Что, я это уже говорила?))) Значит, ещё раз скажу… На последней протяжной ноте: «Выбирай – не выбирай!..» – у него отказал микрофон. И он умудрился перекрыть двух остальных, с микрофонами!)))
«Встреча с необычным человеком» Ах, до чего мне жаль, что Виталю убрали! В его исполнении страшно трогательно звучали шутки про хмели-сунели, про интуицию при сдаче ЕГЭ, про то, что он прошел «огонь, воду и… когда закипит, надо посолить и пельмени закинуть». И особенно – про разговор с Богом.
Но не могу не признать, что Дмитрий Никулин был здесь очень хорош! Пожалуй, даже, он для меня был «актером вечера»))) И творчески-всклокоченная шевелюра, и пиджак, надетый наизнанку, и проникновенный голос с кучей обертонов, – всё сработало! Каждая его фраза была отыграна так, что вызывала взрыв смеха у зрителей! Вообще, зритель к этому номеру, наконец, «разошелся, в смысле, расходился» и начал реагировать живее.
Вот, разве что, – воду на голову себе, всё-таки, Диме надо выливать. Или лёд высыпать. Когда это просто описывается словами – эффект не тот)))
Алла Федорова. Монолог о Джеймсе Кэмероне. Вряд ли зрителям важны были слова – важно было то, что Алла ловко вылезла из дорожного чемодана, который привёз Альберт. А потом – так же ловко влезла обратно.
«Пальцы». Я уже говорила – номер мне определенно нравится! И костюмы никаких посторонних ассоциаций не вызывают… А, хотя нет! В первый момент, в «Собаке», была ассоциация с младенцами в конвертах)))
Только на этот раз отыграли хуже, чем в Новосибирске. Забывали слова. Винс рано сказал: «Ладно, кровью истеку!» – и из-за этого смазалась остальная часть номера. Штребель в роли мизинца выглядел не так убедительно, как Никулин.
Кое-что изменили. Так, безымянный палец, пытаясь надеть кольцо, сказал: «Схуднул я с вами» (в прошлый раз было «опух»).
Кстати, я посмотрела номер на ту же тему Театра КВН ДГУ. Присоединяюсь к тем, кто их любит – я их тоже люблю и смотрю с первого появления в КВНе. У этой команды много очень интересных и глубоких музыкальных номеров. Но в данной вещи они чего-то не дотянули, имхо. Даже философский подтекст из разряда «Муравей, ползущий по поверхности глобуса, думает, что глобус – это и есть весь мир» – не доведен до ума. А пошлости «имеют место быть»... Здесь присутствуют все «перлы», использованные ДЛШ (например, показывание залу среднего пальца – «вульгарный жест»), плюс то, что нашим не пришло в голову...
И ещё. Актерам из ДЛШ явно приходилось в своей жизни забивать гвозди. Актерам (или авторам) из ДГУ – явно нет. Когда молотком прилетает по большому пальцу (ДЛШ) – это понятно. Но когда по мизинцу, да еще шесть раз подряд (ДГУ) – попробуйте так исхитриться ударить!))) Мизинцу, видимо, просто другого текста не нашлось. Как и безымянному, который почему-то вдруг стал «голубым». У ДЛШ в этом смысле всё по-житейски ближе)
«Бабушка и внук». Алла Федорова и Александр Федоров. Не знаю… То, что внук отбирает у бабушки всю пенсию, то, что она ела последний раз в прошлом году и мечтает сесть в тюрьму, потому что «там кормить будут» – это смешно?..
Хотя сыграли – да, хорошо.
Песня «Выгода». Ну, текст, текст, текст… Я тоже говорила уже – пошловат, низковат… Но поют здорово! Может, за исключением Бакина)))
Да, и мне нравится мораль: «Если ты живешь в России – значит, оптимист!». И дальше: «Тот, кто выгоды не ищет, весело живёт!».
Альберт Штребель. Монолог «Экзотические животные». Тот же Е. Шестаков. Альберт опять выжал всё, что было возможно. Зал смеялся.
«Турок-мститель» Дмитрий Никулин, Александр Фёдоров. Номер – несомненная удача! Шутки придуманы просто и со вкусом. Особенно – «цитаты из Конфуция», произносимые Александром неповторимо-приятным голосом и с безупречной дикцией))) И в конце – безнадежный возглас Дмитрия: «Да что же сделать русским, чтобы им плохо было?!» Всё это напоминает сюжет сказки или притчи.
«Дуй на воды», мюзикл. В песне «Я прошу, хоть ненадолго…» оставили то же «бесперспективное» трио. Его бесперспективность становится еще очевиднее, когда рядом живым укором стоит Виталий Гасаев))) Виталя в этом номере стал меньше суетиться, что радует. Только шарики надул)
Во время куплетов народ в зале ржал над каждой строчкой! Особенно всех проняло то, что Уго Чавес в Венесуэле умер «от счастья, не от горя». И «от этого же счастья там двинешь кони ты!» (здесь певец форсировал звук, как в финале рок-баллады). А уж «доработанная» к этому концерту частушка «У Обамы Эбола!..» – просто порвала зал! Как и «Умом Россию не понять!..»
«Бирюзовая Катунь». «Это уже хит!» Хит, да ещё какой!.. Хлопали, не переставая! Парень рядом со мной кричал «браво»!..
В конце песни на сцену вышла вся команда, так как дальше предполагалась разминка. Виталя, войдя в раж, схватил гитару за гриф, размахнулся!.. Тут с гитары слетел металлический зажим для струн (называется «каподастр», его используют, чтобы быстро изменить тональность) – и, громко ударившись о сцену, отскочил куда-то… Виталя убежал за кулисы. Пётр потом несколько раз сказал, что «Виталий теперь долго не выйдет, потому что ему придется ремонтировать гитару…». «И сцену», – добавил Дмитрий Бакин.
Разминка. Петр энергично носился из конца в конец зала, собирая вопросы. Между делом он поздравил всех "с третьим снегом, который уже на века... то есть до весны". Один из зрителей предложил актерам «распределить по своему вкусу» надувные цветы в букете. С общего согласия, Александр преподнёс букет Алле.
Для меня, конечно, главное, что Виталя воспрянул духом. Он всё норовил на каждый вопрос ответить песней «Бирюзовая Катунь». Остальные, стоя рядом с ним, изображали, что боятся за свои уши…)))
«Душа нараспашку» Мне нравится, что они все поют его песню… И что все они были «на его волне», когда её сочиняли…
КОГДА ЛЮБОВЬ, К ЧЕМУ СЛОВА
И В ЖИЗНИ, И НА СЦЕНЕ?
КОГДА ЛЮБОВЬ ВО ВСЁМ ПРАВА,
ОНА НАМ НЕ ИЗМЕНИТ!
ИГРАЮТ ДРАМУ НАШИХ ДНЕЙ
И ЗВЁЗДЫ, И СТАТИСТЫ.
НЕТ В ЖИЗНИ МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ,
НЕТ В ЖИЗНИ МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ,
НЕТ В ЖИЗНИ МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ,
ЕСТЬ МЕЛКИЕ АРТИСТЫ!
А ТЫ, ЛЮБЯ, СКАЖИ КОМЕДИАНТУ,
ЧТО В МИРЕ РАВНЫХ НЕТ ЕГО ТАЛАНТУ! Спасибо!
Фото 2 – автор Наталья Виноградова.
Фото 1 и 3 – Виталий Гасаев (взято с его страницы ВКонтакте)
Использовано стихотворение Давида Усманова